Всё начинается с недовольства
На каком человеческом качестве играет сатана, когда сеет свою неправду в Божьем народе? Настоящий корень проблемы виновной стороны — это недовольство и, как следствие, вырастающее из этого корня раздражение. Уэсли как-то сказал: «Вся вина зависти от согласия воли человека». В появлении вражды виноват тот, кто первым начал взращивать в своём сердце недовольство или обиду по отношению к другому человеку. Подобное действие не может происходить без согласия воли человека. Ему всё равно придется самому решать, поддаться ли этому греховному чувству, покушающемуся на мир в его сердце, или нет. Лишь с согласия собственной воли человек может осознанно стать недовольным или обиженным, вопреки чистосердечному состоянию другой стороны, которая может даже не подозревать, что её действия, оказывают такое влияние и вызывают столь темные чувства и скрытое недовольство у оппонента.
«Великое приобретение — быть благочестивым и довольным» (1 Тим. 6:6), — говорит Павел, потому что на этом основан принцип непогрешимости чувств. Довольный человек, в каком бы он обществе ни находился, — это человек незлой. Безусловно, всегда можно парировать это утверждение, говоря, что другая сторона тоже была виновата, ведь и она чем-то обижала противника. Несомненно, виновата, если она делала это сознательно, тем самым показывая перед оппонентом своё, более раннее раздражение. Но каким бы ни был этот порочный круг претензий, рано или поздно мы всё-таки остановимся, уткнувшись в самое первое недовольство, причиной которому легко мог оказаться какой-нибудь незатейливый пустяк или ошибка, легко исправимые с помощью ласкового слова, улыбки или обычного уточнения.
Безусловно, всему есть своё начало, в том числе и недовольству, причем первое недовольство всегда будет напрасным, как это было у раздраженных праведной жизнью Иова «друзей». Или, к примеру, возьмём жизнь Каина, который стал недоволен Авелем не потому, что тот был виноват или сделал что-то обидное, а потому, что в сердце Каина уже был порок, который, как призма, искажал любые действия Авеля. Всякий порок — если его не признавать и не исправлять — для своего прикрытия требует оправдания, поскольку это действие не требует тяжелой работы над собой. В сердце Каина закралась неправда в виде недовольства на Авеля. Но парадокс заключается в том, что неправда чаще всего недовольна и раздражаема тем, что действия другой стороны её постоянно обличают, поэтому она начинает изыскивать, искажать, интерпретировать, в конце концов, обвинять и укорять, обижаясь на противную сторону. И если это её не удовлетворяет, а действия не достигают своей цели, то неправда начинает ещё активнее манипулировать, наговаривать, клеветать и унижать противника, с тем чтобы полностью подавить раздражающий её голос.
Работая таким образом в сердце человека, она постоянно чего-то желает и, наверное, даже просит этого, но не получив желаемого (поскольку, по словам апостола Иакова, просит не на добро), раздражается и, как Каин, убивает. Иоанн говорит, что «всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей» (1 Ин. 3:15). При всем при том недовольство — это ещё даже не ненависть. Это сравнительно слабое чувство, а значит, с ним можно довольно легко справиться, приняв твёрдое решение не идти у него на поводу, даже если недовольством движут такие сильные пороки, как зависть, блуд или ересь. Поэтому-то Господь, предвосхищая неправильный поступок Каина, советовал ему господствовать над закравшимся грехом: «Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт. 4:7). Главное, чтобы наш палец не оказался на спусковом крючке конфликта и не начал боевые действия.
Но это возможно будет лишь только в том случае, если мы дадим разъедающему нас недовольству определенные полномочия в наших мыслях и сердце и не возведем его, тем самым, в ранг ненависти, как это произошло у Каина. Скольких же мы таким образом убиваем, какими-то неосторожными словами, игнорированием или демонстративными манипуляциями, вызванными недовольством и раздражением? А ведь Иисус давно определил, что для Бога это является настоящим убийством человека (1 Ин. 3:15).
Возможно ли различить между собой первое несправедливое и ответное справедливое недовольство? Конечно, идеально вообще не иметь никакого недовольства, и это, как говорил апостол Павел, великое приобретение. Однако если это всё же произошло, то существует некое принципиальное различие. Дело в том, что любое недовольство будет несправедливым, если оно возникает в результате вторжения кого-то в нашу личную жизнь. В том числе если причиной недовольства был даже чей-то грех, оно всё равно будет иметь несправедливый характер. Что мы должны делать в ситуации, если против нас согрешили? Это сопереживать такому человеку и помогать ему и словом, и делом. Безусловно этот грех ни в коем случае не должен вызвать в нас недовольство или личную неприязнь к человеку, совершившему согрешение.
Но если этот грех каким-то образом уже покушается на нашу личную или семейную жизнь, атакуя её, он переходит незримую границу сферы нашей личной ответственности. Возникающее в таком случае недовольство будет иметь вполне справедливое основание с позиции закона, но не с позиции праведного суда. Следовательно, возникает другой вопрос и ответом на него могут послужить слова Иисуса Христа: «А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5:39). Каким бы ни было наше недовольство, если его вовремя не пресечь, а наоборот, позволить ему проникнуть в сердце, раздувая и лелея это новое чувство, то оно быстро может вырасти в гигантского монстра ненависти и довести дело до открытой, хоть и справедливой, но всё же вражды.
«Какой же человек, — спросите вы, — станет подогревать подобное чувство?» Безусловно, человек с чистым сердцем никогда не будет этого делать, даже если его постигнет подобное искушение; зато человек с порочным сердцем воспримет это недовольство и впустит его как своё, чтобы затем с его помощью в качестве прикрытия реализовать свою неправду, о которой он полагает, как о правде.
Порок, действуя в человеческом сердце, искажает правду, превращая ее в ложь, а ложь — в правду. Если человек становится религиозным, не освободившись от данного порока, происходит ещё большая катастрофа, которую можно назвать метаморфозой греха в праведность, в результате чего в понимании обольщённого человека, данный грех будет восприниматься уже как праведный поступок. Речь не идёт о том, что человек с помощью Закона Божьего оправдывает свой грех. Здесь говорится о некой духовной подмене, когда строгая буква закона благодаря лживой манипуляции используется как основание в борьбе с ненавистным человеком.
Выглядеть это может примерно так: порок, пользуясь религиозным знанием своего обладателя, а также религиозными чувствами своего оппонента, из раза в раз под прикрытием беспокойства за его душу будет атаковать сторону своего недовольства. Используя завуалированные «духовные» приёмы, например, лжепророчества, ложные обличения, сны, а также обычное психологическое давление, он будет добиваться такого состояния выбранной жертвы, когда её личность, наконец, не начнет соответствовать вожделениям недовольной стороны.
Итак, мы видим, что подобные порочные желания, прогрессируя, делают из таких людей не просто каких-то вечно недовольных лицемеров, что оскверняло бы лишь их собственные души, но тех, кто своей неправдой искажают саму истину, сбивая на ложный путь других людей, как это делали когда-то фарисеи. Не зря Иаков, предвосхищая тему распрей, которую он поднимает в 4-й главе своего послания, говорит: «Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину» (Иак. 3:14). А поскольку такие люди всё-таки находятся под властью обольщения собственного порока, то они и верят свято, что таким путём отстаивают именно истину. Достаточно вспомнить как это произошло с «друзьями» Иова, которые решили рьяно выступать от имени Бога.
Обманутое сердце таких борцов за «правду» никогда не видит собственной проблемы, но всегда ищет торчащую и раздражающую их занозу неправды на стороне. Оттого и просят они искренне у Бога, и не получают, потому что просят не на добро, а для удовлетворения собственной прихоти (Иак. 4:2,3). Собственно, всё сводится к тому, что пораженные неправдой люди стремятся принудить своих противников соответствовать тому взгляду, который они имеют на их счет, думая, что тем самым они понуждают их ко благу, однако это никогда не будет являться добром. Просить надо, как говорит Иаков, не того, чего хочет душа, а того, что требует правда. Тогда мы обязательно получим тот мир, который, наконец, ответит на все наши вопросы, а также успокоит и удовлетворит наше сердце.
И всё же Павел в послании к Галатам, как бы в разрез нашему выводу, советует нам исправлять согрешившего брата во Христе, если у нас вдруг появилось подобное убеждение и желание. Но как же это делать, когда всё так непросто, и мы порой даже не в состоянии распознать мотивы своего сердца? Ведь мы же не хотим получить в результате те распри, о которых мы читали у Иакова? Давайте еще раз прочитаем, что имеет в виду Павел, когда советует исправлять согрешившего человека. «Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы духовные исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов. Ибо, кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя. Каждый да испытывает свое дело, и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом; ибо каждый понесет свое бремя. Наставляемый словом делись всяким добром с наставляющим. Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление; а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную. Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем» (Гал. 6:1–9).
Что интересно, если мы прочтём перевод этого текста в современном изложении, то мы обязательно обратим внимание, ещё на одно незамеченное составителями синодального перевода предупреждение апостола Павла. Предупреждение говорит нам о том, что начинать исправлять человека следует только в том случае, «если про кого-то откроется, что он повинен в каком грехе» (Гал. 6:1 — совр. перевод). Откроется, значит, станет очевидным. Эти строчки говорят нам о том, что, если грех не обнаружится явно все подобные подозрения лучше считать домыслами, тем более те, которые приходят со стороны – клеветой. Посему пока грех не станет очевидным молчите и боритесь с восстающим на вас недовольством, дабы оно не победило вас. Не правда ли, надежный тормоз для рвущихся в бой борцов за «правду»?
Дальнейшие советы Павла имеют вполне конкретные условия, которые идеально соответствуют принципам святой четы. Первое, с чего он начинает, — это снова кротость, которую, как мы понимаем, взять неоткуда без правды, по пути которой должен следовать тот, кто желает исправлять других. В чём состоит опасность искушения для человека, исправляющего других? Во-первых, всегда есть риск самому находиться в подобном или ином согрешении. Во-вторых, чтобы не нарушить того, о чём предупреждает апостол Павел, а именно: если мы потеряем дух кротости, то неминуемо превратимся из тех, кто должен исправлять, в тех, кто будет возвышаться и угнетать. А наше обличение в итоге перерастет во вражду, о которой мы подробно говорили выше. Но если человек будет в духе кротости наблюдать за собой, то он никогда не осудит человека, несмотря на то, что его действия могут показаться ему непонятными или даже вызывающими, но при этом не несущими в себе явного греха.
Осуждение и обличение в духе кротости — это совершенно разные вещи. Не будем забывать, что Слово Божье все-таки прости нас исправлять согрешивших и сбившихся с пути братьев. Иначе кто сможет им помочь? Кто как не товарищ укажет им на проблемы? Я не случайно использовал слово «товарищ», потому что только настоящий товарищ имеет тот самый мандат любви, который ему позволяет говорить это в лицо согрешившему брату и при этом продолжать любить его, помогать ему и до последнего верить в его искреннее исправление.
Далее, призывая носить бремена друг друга, Павел напоминает нам о необходимом в этом деле духе жертвенности. Если в человеке его не было и нет, если мы никогда не участвовали в сердечных нуждах людей, которых теперь хотим исправлять, то можно будет усомниться в истинности обличения, с помощью которого мы хотим откорректировать жизнь человека. Мы не можем смотреть на своего ближнего как на объект эксплуатации, считая себя тем, ради кого Бог привел этого человека, — это настоящее обольщение. Напротив, мы должны быть готовы носить бремена друг друга и всегда ко всем относиться, как к нуждающимся, даже если нам кажется, что этому человеку и самому не помешало бы взвалить на свои плечи чьи-то бремена.
В который раз Писание возвращает нас к основному принципу святой четы: испытывайте лучше своё дело, а не ищите ошибки других. Каждому из нас положено собственное бремя, и мы должны пройти этот путь, ни в чём не сравнивая себя с другими. Если мы так делаем для поднятия собственного престижа и самомнения, то это заведомо тупиковый путь, а если — для подражания, то для этого нам дан идеальный образец Иисуса Христа, смотря на Которого, мы преображаемся изо дня в день, достигая Его совершенства. Пытаясь подражать другим, мы зачастую рискуем не только повторить чужие ошибки, но и просто пройти не свой путь. Подражание в какой-то момент жизни может быть и полезным, однако постоянное копирование обязательно обернётся для нас холостым ходом и пустым результатом.
В конце наставление Павла заканчивается предупреждением о том, что человек может пожать благодаря своим правильным или неправильным мотивам. Живущий по плоти в эгоизме, пожнёт развал, тление и смерть, а тот, кто преследует правду и созидает духовный мир, — жизнь вечную, если не ослабеет на своём нелёгком пути.
Что интересно, исправлять пытались как Иова, так и Давида. Однако чьё-то жгучее желание исправить кого-то ещё не говорит о том, что последний нуждается в такой «помощи». Так, в случае с Иовом и Давидом, которые вели праведный образ жизни, стали хорошо видны ложные мотивы таких горе-исправителей, некогда близких, а теперь враждующих со своими бывшими друзьями. Зависть, гордость или обида, послужившая некогда причиной недовольства, всегда будет провоцировать таких людей и под личиной благородного побуждения изыскивать зло в любом поступке тех, кто раздражает порок данного человека. Единственный способ вырваться из этого порочного круга — это встать на путь правды и отказаться от подобных желаний. Если этого не сделать, то такое проявление неправды в конечном итоге может привести к полному разрушению, без надежды на восстановление.
Давид в своём псалме описывает, как он попал в одну из подобных историй и жутко от этого страдал, не желая более находиться под прицелом лицемерных атак: «Не погуби меня с нечестивыми и с делающими неправду, которые с ближними своими говорят о мире, а в сердце у них зло. Воздай им по делам их, по злым поступкам их; по делам рук их воздай им; отдай им заслуженное ими. За то, что они невнимательны к действиям Господа и к делу рук Его, Он разрушит их и не созиждет их» (Пс. 27:3–5). И тут появляется ещё одна причина возникновения неправды, которую упоминает псалмопевец, — это невнимательность к Богу и Его действиям. Однако это не просто слова сетования, что высказал Давид: Господь через эти слова хочет донести до нас чрезвычайно серьезную причину, которую, по сути, можно поставить на одно из первых мест среди тех причин, которые приводят к возникновению неправды.
Невнимательный человек не может быть в курсе замыслов Бога, в том числе и по отношению к собственной жизни. Такой человек будет не в состоянии определить, где его путь правды, а где неправда. Внимательность к действиям Бога характеризует заинтересованность в Нём и заботу о своей жизни. Если этого нет, то человека будет интересовать всё что угодно, только не правда, которая является продуктом внимательного, детального и кропотливого исследования Божьих проявлений в собственной жизни. Такой труд может совершить только заинтересованный в этом человек. Эта причина, как ни странно, играет также ключевую роль и в отношениях между людьми. Тот, кто исследует замысел Бога и знает его, всегда сможет распознать его действие и в других людях, поскольку и к ним он тоже будет внимателен.
Точно таким же образом внимательный человек почувствует и противодействие Божьему замыслу, под какой бы маской добра оно не пряталось. Если оно будет направлено против реализуемой правды, то в конечном счёте оно будет направлено не только против человека, но и против Самого Бога, Которого верующий человек в своей жизни всегда будет отстаивать и выдвигать на передний план. А если Бог на переднем плане, то Он и скорый помощник в наших делах (Пс. 45). И мы видим, как это не раз случалось в жизни Давида.
Не приходится сомневаться, что Давид действительно часто находился под гнётом подобных «доброжелателей». Об этом ясно свидетельствуют многие его псалмы: «Научи меня, Господи, пути Твоему, и наставь меня на стезю правды, ради врагов моих; не предавай меня на произвол врагам моим, ибо восстали на меня свидетели лживые и дышат злобою» (Пс. 26:11,12). «Господи! путеводи меня в правде Твоей, ради врагов моих; уровняй предо мною путь Твой. Ибо нет в устах их истины: сердце их — пагуба, гортань их — открытый гроб, языком своим льстят. Осуди их, Боже, да падут они от замыслов своих; по множеству нечестия их, отвергни их, ибо они возмутились против Тебя» (Пс. 5:9–11). Судьба свидетелей лживых и врагов правды предначертана самим кривым путем, коим те следуют, — они падут от собственных же злых замыслов. Однако примечателен не этот факт, а то, что, говоря о своём пути правды, на который Давид просит наставить его, в обоих случаях он упоминает своих врагов. Почему он просит Бога путеводить его в правде ради врагов?
Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно понять, что враги — это те самые, кто вступил на путь неправды, «ибо нет в устах их истины: сердце их — пагуба», «языком своим льстят», «говорят о мире», преследуя зло. Таких людей остаётся только пожалеть и пожелать им вернуться на пути правды, чтобы им крепко утвердиться на нём. Это самое наилучшее пожелание, какое только может быть у праведника, коему те постоянно досаждают. Ведь если оно реализуется, то они неминуемо станут не врагами, но друзьями правды, по пути которой следует праведник. Однако никаким другим способом, как только собственным примером правды, исправить человека мы не в силах. Поэтому Давид и просит наставить его «на стезю правды, ради врагов» своих.
Если этого не произойдёт, то враги возвеличатся над праведником, а пути их превознесутся над путями Божьими. И такое безусловно произойдёт, если мы вдруг свои корыстные, эгоистичные пути назовём путями Бога, если мы ослабеем и сдадимся перед лицом врага. Но мы прекрасно знаем, что враги Давида были ему врагами не по причине его злого сердца и коварных путей, а потому, что те сами шли противным Богу путём. Однако нельзя, чтобы замыслы таких людей восторжествовали над путями правды, иначе их путь станет оправданием правильности их позиции, а это не то, к чему должна приводить ложь и злые замыслы.
В этом же ключе следует рассматривать и идущую вслед за этим просьбу Давида о суде и наказании для таких людей. «Осуди их, Боже, да падут они от замыслов своих; по множеству нечестия их, отвергни их, ибо они возмутились против Тебя» (Пс. 5:11). «Воздай им по делам их, по злым поступкам их; по делам рук их воздай им; отдай им заслуженное ими» (Пс. 27:4). Эти строчки дают нам понять, что существует другой способ, который может повлиять на судьбу людей, укоренившихся во зле, и он в большинстве случаев даже более эффективен, чем праведная жизнь другого человека, которая будет только раздражать таких людей. Однако этот способ находится только в руках Бога, и о нём хорошо говорит пророк Исаия: «Если нечестивый будет помилован, то не научится он правде, — будет злодействовать в земле правых и не будет взирать на величие Господа» (Ис. 26:10).
По этой причине Давид и просит за них с чистым сердцем, зная на личном опыте действенность такого способа – когда вслед за согрешением в его жизнь приходили суды Господни, после чего он каялся, и милость Божья вновь возвращалась в его жизнь. «И поставлю суд мерилом и правду весами; и градом истребится убежище лжи, и воды потопят место укрывательства» (Ис. 28:17). Суд в данном тексте выступает как балансирующая и возвращающая порядок мера. Правда же выступает в качестве неких весов, то есть «механизма», производящего уравновешивание жизни человека.
Беда же многих людей, идущих по путям неправды, заключается в том, что они и не думают признавать себя виновными, даже несмотря на действие в их жизни «механизма» судов, упрямо называя свой путь, правдой. Но и на таких людей, потерявших Божий страх, есть слово от Господа, обещающее вывести их неправду на свет, несмотря на все долготерпение Бога, которое Он проявляет к ним, ожидая, чтобы они сами покаялись. «Кого же ты испугалась и устрашилась, что сделалась неверною, и Меня перестала помнить и хранить в твоем сердце? не от того ли, что Я молчал, и притом долго, ты перестала бояться Меня? Я покажу правду твою и дела твои; и они будут не в пользу тебе» (Ис. 57:11,12). Всё это сказал Господь о народе Своём, об Израиле, предавшем Своего Бога и сделавшимся пред Ним как блудница.
В чём же конкретно выражалась неправда народа, отступившего от своего Бога, и от каких деяний Господь был настолько разгневан, что так строго наказал Свой народ, частично уничтожив его, а частично рассеяв по всему миру? Для нас, людей живущих в эпоху Нового Завета, ответ будет особо актуален если мы рассмотрим его в свете аналогичных проблем Церкви. И если они есть, то подобное наказание может грозить и современному Божьему народу. Слово Божье, как и пророки своего времени, однозначно предупреждают нас о таком суде: «Ибо время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас начнется, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию?» (1 Пет. 4:17).
Исходя из того, о чём предупреждает нас Пётр, не приходится даже сомневаться, что с Церковью действительно происходит что-то неладное и это неладное один в один похоже на то, что происходило некогда и с Израильским народом. Стал бы в таком случае Павел писать о Ветхозаветных примерах систематичного отступления Израильского народа следующие сигнальные строки: «А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы» (1 Кор. 10:6)?
Размышляя над этим вопросом, можно сделать вполне очевидный вывод: дьявол никогда не откажется от своей удачной тактики обмана и соблазна, сбивая Божий народ на путь неправды, с одной главной целью: чтобы этот народ сам становился противником Богу. Соответственно, всё, что нам надо, согласно словам Павла, это как можно детальнее рассмотреть примеры прошлого, дабы не идти по тому же пути, каким сатана увёл некогда Божий народ от правды. И мы не имеем права обольщаться – как искушались и совращались собственными вожделениями лукавые сердца в прошлом, так искушаются они и поныне.
Теперь, чтобы нам конкретно увидеть, что в прежние времена сгубило Божий народ, не позволив им в конечном счёте, принять и признать Христа как своего Искупителя, мы должны очень хорошо поработать над прошлым и настоящим, дабы разглядеть какой на этот раз червь разъедает Божий народ. Для этого мы возьмём за основу своей работы обличения пророков древности, попытаемся серьезно и внимательно отнестись к каждой ошибке, на которую указывали пророки, чтобы и нам, как Израилю, не оказаться неготовыми для встречи со своим Спасителем Иисусом Христом, когда Он придёт уже во второй раз.