Приготовьте путь Господу
Кто же такой Илия, которого должен был послать Отец перед наступлением дня Господня, дабы обратить сердца отцов к детям? Я склонен видеть в этом посланнике не просто Иоанна Крестителя, о котором Иисус в ответ на вопрос Своих учеников сказал: «...правда, Илия должен придти прежде и устроить все; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них. Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе» (Мф. 17:11–13). Несмотря на это утверждение Христа, само Писание подводит нас к мысли, что речь идет не только об одном конкретно взятом человеке, а о чём-то большем, что не может быть вызвано действиями человека, пусть даже такого великого праведника, как Иоанн креститель.
Иоанн для своего времени, которое было временем земного воплощения Иисуса Христа, так же, как и Сам Спаситель, явился олицетворенным образом предтечи Господа — того самого духа Илии, который непременно должен был прийти перед Спасителем и произвести в людях работу, о которой мы и собираемся сейчас говорить. Но странно было бы предполагать, что в этой сверхважной работе нуждалось лишь поколение, живущее во времена Иисуса Христа. Безусловно, нет. В этом нуждаются абсолютно все народы и все поколения земли, в сердца которых желает прийти Спаситель.
Давайте внимательно прочитаем, что сказал Ангел Господень об Иоанне Крестителе его отцу Захарии, когда предвещал ему чудесное рождение его ребенка: «Ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный» (Лк. 1:15–17). Далее станет понятно, почему, говоря о миссии Иоанна Крестителя, Слово Божье чаще прибегает не к личности самого Иоанна, а к силе и духу Илии, которые он олицетворял. В чём загадка этого феномена?
Ключ к разгадке мы можем найти, если поразмышляем над словами Иисуса, которые Он сказал ученикам: «…Илия должен придти прежде и устроить всё…». Прийти прежде кого? Прежде Христа. Устроить что? Всё, что будет необходимо, «дабы представить Господу народ приготовленный». Приготовленный к чему? К Царству Небесному, к которому человек может прийти лишь по дороге правды, подготовленный к трудностям в борьбе за это Царство. В Библии написано: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12).
И первое сражение, которое, по сути, предвосхищает всю последующую борьбу христианина, это принятие твёрдого решения. Подобно отважившемуся на контрактную службу солдату, которому прежде чем дать согласие на службу сначала необходимо принять взвешенное и твёрдое решение. Это серьезный шаг, имеющий огромное моральное значение. Без этого решения он даже не имел права встать в строй. И это очень важная и необходимая работа, через которую должны пройти все, встающие на путь правды. Именно эта работа и содержит в себе то самое многозначительное «всё», которое должен устроить в нашем сердце приходящий дух Илии.
«Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия, как написано у пророков: „вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою“. „Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему“. Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне; и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои» (Мк. 1:1–5). На мой взгляд вполне красноречивый и лаконичный перечень «всего» того, что должен устроить в нашем сердце приходящий дух Илии. И что же мы в этом перечне имеем?
Глас, вопиющий в пустыне — это слова, проповедуемые тем, кто жаждет что-либо изменить в своей жизни, тем, кто готов пойти ради истины и спасения даже в пустыню, чтобы, наконец, услышать: «приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему». Однако на этот раз у Марка мы читаем, что должен прийти некий Ангел и приготовить в человеческих сердцах путь Спасителя, прежде чем туда придёт Сам Христос. Для чего? Для того, чтобы донести людям суть и цель покаяния. У Иоанна Крестителя это служение именовалось «крещением покаяния». А вот приготавливать и выпрямлять стези Слово Божье рекомендует уже нам самим. Именно это желание или лучше сказать намерение, по словам Библии, открывает в жизни человека дорогу для Господа.
Евангелисты Марк и Лука, вспоминая пророчества Малахии и Исаии при описании миссии Иоанна Крестителя, дают нам четкие рекомендации, каким образом необходимо приготовить в своём сердце путь Господу, дабы выпрямить всё, что мы скривили за свою прежнюю жизнь. Написано, что «всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и узрит всякая плоть спасение Божие» (Лк. 3:5,6). Лишь так, по утверждению Иоанна Крестителя, который, в свою очередь, цитирует Исаию, плоть может узреть необходимое ей спасение. Данная работа покаяния и исповедания грехов непременно должна произойти в жизнях тех людей, которые следуют путём неправды.
Христос стучится как в сердце ещё не спасённых людей, так и в сердце спасённых, но отступивших некогда от правды. Давайте вспомним солдата, который принял решение служить, то есть оставить свой прежний образ жизни. Наше решение быть с Господом также требует от нас подобного шага, который со времен Иоанна Крестителя называется крещением покаяния. Сам Иисус указывал на важность и необходимость этого момента, без которого человек не сможет родиться свыше, когда говорил об этом с фарисеем по имени Никодим: «…истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5).
Раньше, когда я читал эти слова в Библии, у меня возникал вопрос: почему такое важное рождение от Духа Святого стоит на втором месте? И еще: почему далее Господь объясняет нам лишь значение рождения от Духа и как бы нарочно умалчивает о рождении от воды? Дело в том, что когда Иисус говорил о рождении от воды, Он мог подразумевать только одно – крещение покаяния в водах реки Иордана, которое проповедовал Иоанн Креститель. В то время ни о каком другом рождении от воды люди не знали, вся Иудея была наполнена слухами об Иоанне Крестителе и его водном крещении покаяния для прощения грехов.
Не было никакого другого подходящего по смыслу события, которое мог бы привести в пример Иисус и о котором мог знать Никодим. Поэтому, прежде чем говорить о наиважнейшей доктрине рождения от Духа Святого, Иисус обратил наше внимание на необходимость исправления прежних путей, то есть на процесс покаяния, назвав это рождением от воды. А указанная Христом последовательность утверждает, что рождение от Духа Святого не может произойти без рождения от воды, иначе пути для Господа в сердце человека, о которых говорит Иоанн Креститель, не смогут быть приготовлены.
Многие усматривают в рождении от воды современное крещение. Так оно, по сути, и есть. Апостол Петр, говоря о крещении, связывает его с обещанием Богу доброй совести: «Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа» (1 Пет. 3:21). И снова на ум приходит пример солдата, решившегося на службу. Только тогда он смог войти в структуру армии и иметь в своей жизни все её привилегии, когда принял то самое бесповоротное решение. И смысл здесь даже не в решении как таковом, а в надеждах и чаяниях самого сердца — действительно ли оно хочет? Если сердце не желает, то и службы не получится, потому что «никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк. 9:62).
«Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни... Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем. Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности. Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатию» (Рим. 6:3–4, 11–14). От того, какое именно в нашей жизни должно произойти крещение, зависит многое. Безусловно, каждый волен выбирать сам, но Слово Божье нам категорично заявляет, что без исправления путей неправды, то есть крещения покаяния, человек не может иметь рождение свыше. Поэтому Павел, говоря о крещении, напоминает нам, что, войдя в эту новую жизнь, мы не можем теперь повиноваться похоти и предавать свои члены греху как орудия неправды.
Обратите внимание, что в приведённом выше отрывке из послания к Римлянам апостол Павел говорит с нами, как с равными, или, другими словами, как с окончательно определившимися людьми. Отправной точкой такой обновлённой жизни является, по словам Павла, именно крещение, когда мы, совлекая с себя старую природу и погружаясь либо в купель, либо в реку, либо в какой-то другой водоём, заявляем тем самым во всеуслышание перед самими собой, людьми, всем духовным миром и Самим Богом, что принимаем ответственность не только за себя и за ближних, но и за весь тот путь, который положен нам от Бога. В результате мы подобрались к самой сути приготовления наших путей, что, по словам Иоанна Крестителя, и открывает двери нашего сердца для Иисуса Христа. Теперь давайте попытаемся определить в чём состоит основная работа по выпрямлению кривых путей сердца.