Глава 2. Два основания веры
На примере Давида, который всю жизнь взывал к Господу, мы хорошо видим, как можно стать человеком по сердцу Бога. Более того, Давид благодаря таким близким отношениям стал отцом Того, Кто в последствии не стыдился называть Себя его сыном. Не у него ли нам поучиться, чтобы так же смело и уверенно встать и продолжать двигаться по стезям Божьей правды? Я думаю, да. Ну а его псалмы станут для нас ярким подтверждением этих слов: «Но я к Тебе, Господи, взываю, и рано утром молитва моя предваряет Тебя» (Пс. 87:14), и далее: «Предваряю рассвет и взываю; на слово Твое уповаю» (Пс. 118:147). Именно так, не считаясь ни с чем и не давая себе никаких поблажек, взывал и искал Господа Давид!
Будучи царем, Давид мог позволить себе спокойно понежиться с утра в мягкой и теплой постели. Зачем ему вообще искать чьей-то воли? Но нет: «Очи мои предваряют утреннюю стражу, чтобы мне углубляться в слово Твое», — с искренней радостью и желанием заявляет Давид (Пс. 118:148). Он все почел тщетным ради своего возлюбленного Бога, и жертва сна для него была с избытком восполнена Божьим миром, радостью и откровениями, коими Бог его вёл. Кроме того, из Писания мы видим, как в ответ Господь поддерживал его и выравнивал перед ним все пути, помогая ему в каждом деле. «Нечестивые подстерегают меня, чтобы погубить; а я углубляюсь в откровения Твои» (Пс.118:95). И главное, Давид знал от Господа свой путь и уверенно двигался по нему, испытывая удовлетворение и имея успех. И никто не мог сдвинуть его с этого пути!
Зададим теперь следующий вопрос: благодаря чему Давид был настолько уверен и что давало его вере такое прочное основание? Ответ мы можем найти уже в приведенных выше стихах. Все зиждется на двух единственных и гарантирующих надёжную прочность основаниях. Подобно тому как человек имеет устойчивое положение благодаря своим двум ногам, эти два основания давали ему крепкое и устойчивое положение в вере.
Итак, первое основание — это Слово Божье, в которое Давид каждый раз углублялся, обстоятельно изучая его, и второе основание — само общение с Господом, через которое он получал личные откровения. Именно из этого состояло мощное основание устойчивой веры Давида. Первое всегда подтверждает второе, а второе — первое. А поскольку такие основания могут быть только от Бога, они никогда не будут противоречить друг другу, как хорошо говорит об этом апостол Павел: «Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога... соображая духовное с духовным» (1 Кор. 2:12,13). Таким образом, сопоставляя, или соображая, как говорил Павел, первое духовное основание – Слово Божье, которое является для нас непререкаемым авторитетом и записано в Священном Писании, со вторым, которое есть личные откровения от Бога, мы и должны двигаться, каждый по своему пути правды, дабы верно исполнить Божью волю.
«Все пути Господни — милость и истина к хранящим завет Его и откровения Его» (Пс. 24:10). Эти два духовных основания можно обозначить по-разному. К примеру, всё тот же Давид на этот раз первое основание называет заветом, который был дан людям в заповедях и законах (и Давид с той же силой непрестанно углубляется в них), а второе всё также – откровениями, которые он получал непосредственно от Бога в молитве. «А я люблю заповеди Твои более золота, и золота чистого. Все повеления Твои, все признаю справедливыми; всякий путь лжи ненавижу. Дивны откровения Твои; потому хранит их душа моя. Откровение слов Твоих просвещает, вразумляет простых» (Пс. 118:127–130). В этих строчках мы видим настолько сильную любовь и жажду Давида к Божьим заповедям и Его откровениям, что ни на секунду не можем усомнится в том, что это и явилось залогом его успешных отношений с Богом. И не одного только Давида, вспомним апостола Павла.
Павел именует эти два духовных основания: клятвой, запечатленной в Законе вечным и незыблемым Словом ЛОГОС, и обещанием — живым, данным в личном общении прямо в сердце человека Словом РЕМА. Давайте прочитаем, как это описывает более понятным языком современный перевод Нового Завета: «Так и Бог, когда хотел ясно показать наследникам своего обещания неизменность своих намерений, подтвердил их клятвой, чтобы в двух неизменных вещах — в обещании и в клятве, которые у Бога не могут быть ложными, - мы, нашедшие у Него убежище и ухватившиеся за предложенную нам надежду, получили мощное ободрение» (Евр. 6:17,18 — совр. перевод). Мы видим, как неизменность Его намерений, или, другими словами, Его замысел, вновь подтверждается в двух непреложных вещах – в клятве, зафиксированной некогда в Законе и в обещании, которое может быть дано только при личном общении. И это дает каждому из нас на своём пути правды такое же мощное одобрение, какое в свое время имел Давид и Павел.
Итак, какой же вывод, исходя из вышесказанного, мы можем сделать? Первое, с чем сталкивается человек, когда приходит к Богу, — это вера, без которой как известно «угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр. 11:6). Однако во что может выродиться вера, если она не будет иметь правильного, истинного основания? В религиозность, в фанатизм, в зомбированное поведение? Это ли хочет видеть Бог? Конечно нет. Основанием безупречной веры могут стать лишь две непреложные духовные вещи: Слово Божье и Его откровения. Только в этом случае вера приобретает фундаментальное основание и начинает исполнять свое прямое назначение в человеке — созидать дружбу человека с Богом, проводя его по Божьему пути.
В свете этого перед нами возникает очень важный и всегда актуальный вопрос, на который мы должны ответить сами себе. Можем ли мы с уверенностью сказать, что по-настоящему верим? Ответ может звучать так: понимая и любя ЛОГОС Священного Писания, как рукописный образ нашего Бога и получая РЕМА личных посланий от Бога, как результат наших близких отношений с Ним, мы можем с уверенностью сказать – это и есть основные удостоверяющие признаки нашей веры. Именно такая вера будет созидать в нас правильные желания и верные поступки даже в самых сложных обстоятельствах. Именно для такой веры самым заветным желанием станет пройти положенный для нас любимым Небесным Отцом путь, что и будет значить – исполнить Его волю.
Теперь давайте коснемся еще одной причины, по которой нам необходимо понимать Слово Божье. Знание и исполнение заповедей, а также наставлений, уставов и законов Божьих, из которых и состоит Священное Писание, является обязательным для правильного совершения правды в нашей собственной жизни. Без их глубокого понимания невозможно будет отсеять имитацию, которую бесконечно — под видом Божьих откровений — подкидывает верующему человеку дьявол. Написано: «Всё испытывайте, хорошего держитесь» (1 Фес.5:21). Испытывая Словом Божьим всё, что приходит к нам, мы как бы координируем своё положение в духовном пространстве. Таким образом мы начинаем понимать смысл происходящих событий и данных нам откровений, в том числе, когда они приходят не от Бога.
Однажды в своем комментарии к словам Иисуса Христа о Духе Святом, Которого должен был послать Отец (Ин. 14:26), известный комментатор Библии Баркли сказал: «Нам нужно найти не столько истину, потому что Христос открыл нам истину, сколько значение этой истины». Вот и выходит, что без каждодневного молитвенного погружения и размышления над Писанием невозможно понять общего Божьего замысла, которым Господь пропитал Свое Слово, и увидеть себя в этом замысле, даже если вас накроет лавина Божьих откровений, над которыми также необходимо духовное размышление в свете Священного Писания, как это и делал в своей жизни Давид. «Как люблю я закон Твой! весь день размышляю о нем. Заповедию Твоею Ты соделал меня мудрее врагов моих; ибо она всегда со мною. Я стал разумнее всех учителей моих, ибо размышляю об откровениях Твоих» (Пс. 118:97–99). Обратите внимание, что Давид, соблюдая духовную логику, допускает размышления о полученных им откровениях лишь в свете постоянных размышлений о Законе.
Однако если, к примеру, размышлять только о Законе, без наличия собственных откровений, то в итоге можно полностью нивелировать индивидуальное призвание человека, которое даётся ему только в атмосфере личного общения с Богом. Поступая так, можно превратить свои размышления о Слове просто в богословское пустословие, а это лишь убьет нашу веру и отпугнет остальных людей «... буква убивает, а дух животворит» (2Кор.3:6). Если же размышлять только об откровениях, не соизмеряя их с Законом, то не подкрепленное Словом Божьим «призвание» или «пророчество» рискует стать отсебятиной или даже обольщением от сатаны. Это также приводит к кризису веры и катастрофе личных отношений между людьми, потому что незаметно возводит непроверенные, мало-мальски похожие на Божьи «пророчества» или «откровения» в ранг идола, которому будут вынуждены поклоняться все, если вдруг получателем этих откровений явится пастор или любое другое авторитетное лицо в церкви (о чем мы также будем говорить в будущем).
Являясь результатом личных отношений со Христом, второе основание находит себе место как в молитве, так и в повседневной жизни человека. Только личные отношения с Богом могут дать гарантию того, что откровения, которые нужны, чтобы двигаться путем правды, будут присутствовать в нашей жизни. Одному Господу известны те пути, которыми нам следует пройти, и значит, только Он может дать нам откровение и указать истинный путь. Господу нет никакого резона разговаривать с теми, кто не стремится поддерживать с Ним личные отношения и не любит Его, равно как и у нас нет ни одной причины открывать свое сердце тем, кого оно совершенно не интересует.
«Иуда, не Искариот, говорит Ему <Иисусу – от авт.>: Господи! что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру? Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14:22,23). Другими словами, Господь дает понять, что нет смысла являть Себя тем, кто не любит Его и не собирается соблюдать Его слово. А если мы не стремимся к Нему, то ждать Его откровений и уж тем более обителей мира и радости, которые творит Господь в наших сердцах со Своим приходом бессмысленно. Какой смысл надеяться на то, что мы сами без Него сможем пройти путь, который должны были найти и пройти благодаря двум единственно возможным для нашей веры основаниям? На этот случай Иисус давно уже вынес свой вердикт: «… без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5б).
Если же мы действительно влюблены в Него и желаем Его присутствия в своей жизни, когда интересы нашего Бога становятся нашими, а исполнение заповедей не обузой, а отрадой, тогда в наших отношениях с Господом возникает то, что мы называем глубокими личными отношениями. Только в этом случае мы можем ожидать Иисуса как друга, и только на таких условиях нам возможно познать Его лично. «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим, и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Ин. 14:21). Когда Он приходит вместе с Отцом, Они творят в нашей душе тот самый домашний и небесный обитель. Лишь в такой небесной дружеской обстановке нам можно ожидать откровений, ибо каждое слово, сказанное Господом и есть откровение.
Теперь в свете сказанного нам следует немного притормозить: мы задели сейчас в высшей степени важную и интересную тему личных откровений. Для того чтобы иметь четкое представление, какую роль должно играть Божье откровение в жизни человека, идущего путем правды, нам с вами нужно погрузиться в откровение, которое предлагает нам следующая глава.