Дух пророчества
Именно по этой причине в первом послании к Коринфянам Павел разрывает логическую цепочку о даре пророчества наиважнейшей вставкой о любви, ставшей впоследствии отдельной 13-й главой. Это говорит о том, насколько для нашего пути правды важнее, в каком состоянии находимся мы перед человеком, чем то, о чем мы можем сказать ему. Помня об этом приоритете человек не совершит ошибок, полагая, что пророчествует от Бога, но на самом деле — от собственного испорченного сердца. Однако, когда это все же происходит, такие люди, что хуже всего, уводят за собой других, не способных понять Божью волю, разрушая их духовный рост, либо обольщая тем же искушением, которое не смогли преодолеть сами.
И все же не меньше вины лежит на тех, кто поддаётся таким обольщениям, беспечно соглашаясь с неправдой. Вместо того чтобы самостоятельно искать Божьего пути и ходить только к Нему, они начинают протаптывать тропинку к очередным «церковным гуру», ища тем самым ответа не у Самого Бога, а у них. Это гораздо проще, потому что освобождает от тяжелого труда поиска и работы над собой. Понимают ли такие люди, что лишают себя великого благословения и привилегии самостоятельного постижения тайны Господней, что несомненно проявится в последствии в мире и удивительной близости с Небесным Отцом. Такое духовное иждивенчество не просто отвергает ведение о самом себе, понимание собственного пути правды и Бога, оно по сути отвергает Самого Господа, делая человека зависимым от чужих духовных обольщений, что распространяют лжепророки. Но написано: «Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения: так как ты отверг ведение, то и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною; и как ты забыл закон Бога твоего, то и Я забуду детей твоих» (Ос. 4:6).
А что если взять и убрать этот дар пророчества, дабы устранить причину, на которой спекулируют лжепророки и за счет чего рождается столько проблем? Тем более мы знаем, что основная задача человека — самому научиться слышать голос Божий, быть Божьим приёмником, а не принимать сигналы через другого. Исключение этого дара не позволит лжепророкам спекулировать им и поможет нам не волноваться за людей, поскольку не станут теперь возникать печальные ситуации, подобные той, которая описана в послании к Коринфянам (1 Кор. 13:1,2). Своё повествование о любви апостол Павел начинает с необычного утверждения: если мы, имея различные дары, тайны, познания и даже веру, не имеем главного – любви, мы в итоге оказываемся пустым местом. Сможет ли Бог руководить пустым местом? «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1 Ин. 4:8). Ответ очевиден – то что не имеет содержания, не имеет смысла, а значит не сможет сохранить направления. Самую близкую аналогию природы таких людей мы можем найти у апостола Иуды: «… безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные …» (Иуд.1:12).
«Но откуда в таком случае», – спросят некоторые, – «у этих людей может быть дар веры, исцеления, познания, дар языков и даже дар пророчества»? Дело в том, что любой Божий дар, данный когда-то человеку, являются непреложными, то есть неизменными: «Ибо дары и призвание Божие непреложны» (Рим.11:29). Даются и не отбираются Им в надежде, а можно даже сказать, как задаток и благословение в качестве инструмента для реализации положенного пути правды. Господь даёт Свои дары только для разумного служения, согласно тому призванию, которое имеет человек от Него. Во что превращают дары сами люди, становится исключительно их собственной ответственностью, как это было в истории с растраченными в пустую талантами, о которых рассказывал Христос в Своей притче (Мф. 25:14–30).
Но главное здесь даже не это. Согласно Библии, наличие даров не может нам свидетельствовать о присутствии или отсутствии Бога в жизни и действиях человека. Лишь только любовь к ближнему показывает другим, что Сам Даятель этих даров присутствует в жизни человека. Иначе говоря, дары всегда есть, но знак их действия определяет лишь любовь. Если она есть, значит человек способен использовать эти дары в положительном качестве, если нет – в отрицательном. Существует немало примеров этому даже в обычном мире, когда множество людей с прекрасными Божьими дарами, служат ими лишь в угоду собственному «я». Музыканты, поэты, целители, психологи, бизнесмены и ученые строят своими талантами лишь только империю своего имени. Однако это люди этого мира, от которых ничего другого ожидать не приходится.
Что мы имеем в Церкви? В Церкви и подавно есть люди с различными призваниями и дарами. Более того Церковь всецело должна состоять из людей, имеющих призвание и хоть какие-то дары от Бога. Точно так же как в теле у каждого органа есть свои функции, так и каждый член церкви призван нести определенную миссию. Одни поставлены апостолами, другие — учителями, целителями или пророками. Назначение дара вспоможения или чудотворения очевидно, миссия учителей и целителей тоже понятна, какое же предназначение в Теле Христа имеет пророк? Если ёмко, то пророк Церкви должен помогать уберечь Божий народ и в случае опасности или ошибки направить, либо вернуть его на путь правды, дабы Церковь была чиста и непорочна пред Господом, продолжала исполнять Его волю, не впуская в себя и не приклоняясь под ярмо этого мира.
«Если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет, что я пишу вам, ибо это заповеди Господни» (1 Кор. 14:37). О каких заповедях здесь говорит Павел? Неужели он даёт нам новые заповеди? Конечно нет, они не новые, но являют собой особое откровение для Церкви в условиях новой реальности – реальности благодати. Павел акцентирует на них внимание всех, считающих себя духовными или пророками, что по сути одно и тоже. И даёт нам еще одно откровение о пророчестве как о даре, определяющем всю церковную жизнь и дающем ей истинный духовный уклад, благодаря которому в церкви претворяются в жизнь основные заповеди Господни.
Павел неслучайно заводит речь именно о заповедях. Чтобы понять его мысль до конца, нам нужно сначала вспомнить, как звучат самые главные заповеди, на которых утверждаются не только десять других заповедей Моисея, но и все пророки и даже весь закон. Их всего две: «...возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: „возлюби ближнего твоего, как самого себя“; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:37–40).
Не касаясь заповедей Христовых напрямую, но говоря лишь о пророчестве и его проявлении, Павел заявляет, что всё то, о чём он только что сказал, и есть заповеди Господни, но лишь для тех, кто почитает себя пророком. На чём же основано такое смелое утверждение? Исследовав этот вопрос, я получил от Бога простое и в то же время удивительное объяснение. Оказывается, пророчество является единственным фактическим проявлением, связующим в жизни человека первую и вторую заповедь, объединяя их в один действенный и сильный инструмент, который может быть реализован только в жизни духовного человека.
Суть проявления этого дара состоит в следующем: то, о чём может сказать человек, возвещая Божью волю в жизни своего ближнего, есть не что иное, как откровение. Откровение, которое может прийти пророчествующему лишь благодаря близким отношениям с Богом, то есть соблюдению им первой Христовой заповеди. В связи с этим можно смело утверждать – в жизни такого духовного человека нашли своё реальное воплощение слова Иисуса Христа: «кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Иоан.14:23).
Что же даёт этому человеку соблюдение второй Христовой заповеди? Об этом мы уже говорили. Это означает, что человек имеет так называемый «мандат любви», то есть возможность назидать, увещевать и утешать ближнего своего, словом и делом нести полноценное пророческое служение. Вот почему этот дар является наивысшим, аккумулирующим в себе всё самое необходимое для духовной и успешной жизни христианина, любящего Бога и ближнего своего и называющегося пророком.
Являясь великим и жизненно необходимым даром, пророчество становится особенно актуальным для христиан последнего времени. Оно говорит не только о том, что человек наладил свои отношения с Богом и научился сам получать откровения от Него, с тем чтобы пройти свой путь правды, но и о том, что сердце его открыто и наполнено нелицемерной любовью ко всем близким, которым теперь он может полноценно служить. Служить прежде всего с целью, чтобы была соблюдена Божья воля или другими словами – исполнена правда не только в жизни самого пророка, но и в жизни близких ему людей. В этом и явлена наиважнейшая способность дара пророчества — поддерживать церковь в трезвом и богодухновенном состоянии.
Именно по этой причине Павел не перестает акцентировать на приоритете этого дара над всеми другими: «Желаю, чтобы вы все говорили языками; но лучше, чтобы вы пророчествовали, ибо пророчествующий превосходнее того, кто говорит языками, разве он притом будет и изъяснять, чтобы церковь получила назидание... Так и вы, ревнуя о дарах духовных, старайтесь обогатиться ими к назиданию церкви» (1 Кор. 14:5,12). В этом и есть полноценность — обогатиться дарами для того, чтобы назидать и служить церкви, и лучше всего эту функцию выполняет пророчество. Вот почему пророчество в последнее время будет играть решающую роль, поскольку только благодаря ему Церковь сможет устоять, оставаясь чистой и непорочной.
Безусловно, до какого-то момента можно «успешно» продолжать создавать видимость некой духовности, однако события последнего времени быстро расставят все точки над «i». Равно таким же образом, как это происходило во времена первой Церкви, которая постоянно находилась под гнётом и гонением, последние времена отрезвят и наши Церкви. Когда наступят эти дни и будет уже не до игр, дар пророчества станет жизненно необходимым – той реальной силой, которая поддержит Церковь в назидании, увещевании и утешении от Небесного Отца через взаимоскрепляющую, обогащающую и направляющую любовь Божьих детей. Без дара пророчества Церковь погибнет потому, что не способна будет справиться с бушующим морем этого мира. Разбитая искушениями, находясь под давлением системы антихриста, дискредитированная и сбитая с толку, она неминуемо потерпит кораблекрушение и как результат потонет или будет уведена не в ту гавань.
Но те Церкви, где в людях развит дар пророчества, и где он не угнетается, но взращивается для поощрения друг друга в любви, являются истинными церквями Иисуса Христа. Согласно слову, которое передал Ангел Господень апостолу Иоанну, лишь этот дар может свидетельствовать о принадлежности как человека, так и Церкви нашему Господу и Спасителю Иисусу Христу: «...я сослужитель тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисусово; Богу поклонись; ибо свидетельство Иисусово есть дух пророчества» (Отк. 19:10). Церковь, отступившая от заповедей Божьих, как и та, что не имеет в себе духа пророчества, не сможет сохранить себя к последнему времени как Церковь без пятна и порока, а значит, весь тот труд и путь, который она прошла и которым следует сейчас, окажется для нее тщетным. «И рассвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа» (Отк. 12:17). Выражение «с прочими от семени её» говорит всего лишь о незначительной части сохранивших верность или остатке, который останется в мире для встречи своего Господа. Об этом же свидетельствует и пророк Исаия, сравнивая этот небольшой остаток сохранивших заповеди с «семенем»: «А Исаия провозглашает об Израиле: „хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, только остаток спасется; ибо дело оканчивает и скоро решит по правде, дело решительное совершит Господь на земле“. И, как предсказал Исаия: „если бы Господь Саваоф не оставил нам семени, то мы сделались бы, как Содом, и были бы подобны Гоморре“» (Рим. 9:27–29).
Лишь только сохранившие заповеди Божии и имеющие в себе дух пророчества сберегут себя, как невеста Христа и будут являться истинным остатком Божьего народа последнего времени. Но к последнему времени нужно быть готовым, оно ведь как экзамен, который всего лишь выявит настоящие ценности повседневной жизни верующих людей. А это значит, если мы сегодня придерживаемся двух единственных и неразрывных между собой критериев истинности Церкви, то наша община или помесная церковь жива и следует тем самым, положенным от Бога путем правды. Если нет, то даже если мы будем числом, как песок морской, нет в том преимущества, пока мы не изменим наш вектор и не поставим во главу угла практику возрождения и воспитания в каждом из нас свидетельства Иисуса Христа.
Почему я всё же ставлю во главу угла именно свидетельство Иисусово? Дело в том, что о важности заповедей Господних мы слышим еще со времен Ветхого Завета. О них сказано не мало, и очевидность их исполнения не оспаривается. Но как мы понимаем, это условие не в силах вместить главного – живого участия Самого Христа в нашей жизни. Именно поэтому соблюдение заповедей, как и самого закона Иисусом Христом сведено всего ко двум основополагающим заповедям, которые, как ни крути, опять-таки отсылают нас к, главенствующему над всем, духу пророчества.
Всё это дает нам серьезные основания полагать, что хранить дух пророчества — весьма и весьма трудно. Это путь, с которого можно легко и незаметно свернуть. Согласно этому утверждению, все другие, называющие себя христианами и Церковью, либо отпадут, либо, как показывает история, и предсказывает пророк Даниил, встанут под одни знамёна с антихристом: «и праведные с ним <с драконом — от авт.>» (Дан. 11:17). Незаметно для себя они перейдут на сторону дракона и станут самыми ярыми противниками истинной оставшейся в меньшинстве Церкви. И произойдет это не вдруг, такое предательство начинается с малого попущения, с незаметного поворота, когда голос пророчествующего духа оставался не слышен или презрен. Когда церковь могла оставаться, как организация, но переставала быть живым, наполненным пророческим духом организмом.
Такое предупреждение является хорошим поводом, чтобы серьезно задуматься о пророчестве как о части откровения, ибо оно служит для жизни праведника и всего Божьего народа надежным ограждением его пути правды. И чем больше в Церкви будет таких самостоятельно идущих с Богом и живущих на одной волне с Духом Христовым праведников, тем будет прочнее Божий дом перед любыми испытаниями и искушениями.