Страх Господень
Как мы уже выяснили, каждый разговор с Богом несет в себе откровение. Так было с Авраамом, Моисеем, Давидом и всеми другими пророками и апостолами. Бог всегда искал уединения с человеком, в этом и состоит особенность откровения. Человек должен получать откровение лично и это откровение не может быть чьим-то, оно всегда должно быть индивидуальным, и не противоречащим откровению другого, если оба этих откровения, действительно, от Бога, «Потому что Бог не есть Бог неустройства...» (1 Кор. 14:33). Теперь, чтобы отпали все возможные сомнения, совершим небольшой экскурс в историю развития отношений человека с Богом.
С самого начала становится очевидным тот факт, что для Господа не существует препятствий, чтобы дать нам откровение. Даже испорченное или далекое от Бога сердце человека не в состоянии помешать в этом Господу, подобно тому, как это было в случае с Валаамом (Чис. 22:9–41), лжепророком (3 Цар. 13:18–24) или языческим царем Авимелехом (Быт. 20). Ной, Авраам, Моисей и многие другие помазанники Божьи общались с Господом очень просто, получая свои откровения естественно и незамысловато. Происходило это в достаточно непритязательной атмосфере: где-то на свежем воздухе или в доме, без каких-либо ограничений или условий.
Однако то, что мы читаем в Книгах Исход и Числа, заставляет нас задуматься. По всей видимости, к этому времени возникли некие сложности, и Господу, чтобы сойти и дать откровения, вдруг понадобились какие-то особые условия. Взять, к примеру, гору Синай: Господу пришлось сойти на нее не просто в облаке и мраке, но с шумом, молниями, и землетрясением. Зачем, спрашивается, Господь так обставил Свое появление, и почему затем Ему еще потребовалась какая-то отдельная скиния откровения, где Он мог говорить со Своими священниками (Чис. 1:53; Исх. 25:21,22)?
Ответ очевиден и лежит на поверхности: проблема была не у Бога, а у человека. Ее можно охарактеризовать как недоверие народа своему Богу. Случилось это во времена Моисея, когда народ самым настоящим образом отказался слушать Бога. «Весь народ видел громы и пламя, и звук трубный, и гору дымящуюся; и увидев то, народ отступил, и стал вдали. И сказали Моисею: говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть. И сказал Моисей народу: не бойтесь; Бог пришел, чтобы испытать вас и чтобы страх Его был пред лицем вашим, дабы вы не грешили» (Исх. 20:18–20). Мрак, молнии и гром пугали народ, потому что они грешили сердцем, которое вместо того чтобы переживать благоговение и страх перед Тем, Кто столь чудным образом вывел их из-под Египетского гнета, было по-прежнему наполнено рабской неверующей природой. В итоге народ испугался, но не тем страхом, который хотел видеть в них Бог, а человеческим, греховным.
Настоящий страх Господень – есть проявление сильной привязанности и любви к Господу, которая при угрозе согрешения переходит в страх оказаться без поддержки любящего и спасающего Бога. Это похоже на то, как ребенок в трудных обстоятельствах боится оказаться без оберегающей любви и защиты родителей. Тем не менее, мы видим странную реакцию: народ Израиля отринул Божье откровение и пожелал удалиться, чтобы не видеть Своего Спасителя. Причиной тому стал плотской страх — оказаться под гневом Святого Бога, Который не терпел греха, от которого, в свою очередь, те не желали отказываться. Это диаметрально искажало их отношение к Богу, потому что вместо того, чтобы отречься от пороков и идти к Нему, как к прощающему и помогающему Богу, они оставляли грех при себе и отдалялись от Бога, Который в их представлении становился теперь только карающим судьей.
С этих пор Господь, дабы не нарушать право выбора, которое имеется у любого человека и народа, вынужден был доносить Свои послания до Своего народа через посредников – помазанных Им пророков, используя знамения и удостоверения, подтверждающие истинность Его слов. Эти знамения побуждали людей иметь хоть маломальский страх перед Господом, что в какой-то мере помогало им уберечься от греха (Исх. 20:20).