Забытое утешение
Когда утешение от Святого Духа проникает в открытые сердца людей, оно делает их способными утешать и друг друга. Такое взаимное проникновение сердец неизбежно приводит к истинному единению людей. Не в такие ли Церкви, где мы принимаем друг друга без страха и упрека подобно тому, как это делает Христос, Дух Святой поведет ищущие сердца? Но это путь, который подразумевает не только победы и успехи, но и возможные ошибки и даже поражения, которые непременно надо будет исправлять. И если мы, не дай Бог, все же заблудились, то Господь, несмотря ни на что, придёт к нам на помощь и выправит наш путь, который за время падения искривился и стал путем неправды.
Бог непрестанно занимается подобным воспитанием. Так было и в ветхозаветные времена, когда Он обличал и наказывал Израиль, и ныне, когда Он не перестает ревностно и строго вести Свой народ. Господь никогда не смирится с грехом в жизни Своих людей, потому что наш Господь есть Бог-ревнитель. И если дошло до того, что Бог обличает и гневается, значит, Он видит на то причины и не намерен равнодушно смотреть, как погибают Его дети. Конечно, одно дело, если бы мы — не покаявшиеся и не желающие примиряться грешники — и без того бы шли в ад, тогда было бы не столь важно, каким образом мы пропадем. Но другое дело, когда мы, являясь Его детьми и имея во Христе Иисусе вечную жизнь, сбиваемся и поворачиваем в обратном направлении, обрекая себя на еще более страшную судьбу отступников. Можно с уверенностью сказать, что Господь любит всех, но сначала Он радеет за жизнь Своих собственных детей, блюдя и направляя их на путь правды, дабы им пребывать в праведности перед Ним и твердо следовать по стезям правды.
Я неслучайно завел разговор об ошибках, которые мы можем совершать, а также об испытаниях и наказании, которые иногда постигают нас от Господа. Все это составляет немалую часть нашего жизненного пути, и нам необходимо это каким-то образом применять, и не для ухудшения отношений с Господом, но для сближения с Ним. Давайте теперь внимательно прочитаем следующее место Писания: «Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха, и забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: „сын мой! не пренебрегай наказания Господня и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает“. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы — незаконные дети, а не сыны. Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить? Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей — для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его. Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности» (Евр. 12:4–11).
В 5-м стихе мы читаем удивительные и мало кем замечаемые слова о еще одном забытом утешении, которое предлагается нам от Бога. Однако почему же оно забыто? И в чем состоит необычность этого утешения? Приведенное выше послание говорит о том, что наше утешение, даже при наличии наказаний от Господа, должно состоять в том, что мы ЕГО ДЕТИ! Не в том, что Бог нас наказывает, а в том, что благодаря этому мы видим, что мы, действительно, Его дети, и Он нас любит, заботится и не забывает, поэтому и исправляет нас. Ведь если бы Он не был нашим Отцом и не любил, то был бы равнодушен к нашим ошибкам и не испытывал бы нужды в исправлении, то есть не наказывал бы. Благодаря этому мы получаем уверенность в том, что мы все еще Его дети. Однако подобное утешение зачастую противоречит «здравому смыслу» приземленного человека, поскольку несет скорее печаль, чем радость, оттого-то это откровение часто забывается, а наказание не воспринимается, как утешение. Но те, кто прошел до конца, понимают это и утешаются, получая мирный плод праведности, что в очередной раз свидетельствует таким людям, что их путь поправляется Богом и они идут по пути правды.
«Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня, и узнай помышления мои; и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный» (Пс. 138:23,24). Когда мы знаем, что наша цель не безмятежная жизнь и не земные удовольствия, но Царство Небесное, понимая при этом, что путь туда весьма труден и тернист, мы не можем не утешаться мыслью, подобно Давиду, что есть Тот, Кто всегда может помочь пройти этот путь, какой бы подозрительной на первый взгляд эта помощь нам не казалась. «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мною; Твой жезл и Твой посох — они успокаивают меня» (Пс. 22:4). Как Давид понимал заботливую роль нашего Пастыря, в руках Которого он всегда видел жезл и посох, с помощью которых Бог исправляет заблудших или сбившихся овечек, помогая им выйти на правильные пути, так и мы не должны пугаться орудий нашего Пастыря, когда Он этим жезлом или посохом начинает поправлять наши жизни.
Нам всегда нужно помнить: что бы с нами ни происходило, всё это — Его заботливая и любящая рука. Если мы, как заблудшая овца, убегаем туда, куда не следует — Его жезл сдерживает нас, или если мы тормозим или противимся, когда следует спешить — Его посох подгоняет нас, помогая нам не погибнуть от укуса змеи или в какой-нибудь приготовленной для нас лукавым крутой лощине. В который раз мы убеждаемся в истине, что если мы с Богом, то всякая печаль всегда сменяется мирным плодом праведности, выявляя настоящую радость, которая с начала испытаний нам не казалась таковой (Евр. 12:11). Отец всегда помнит и любит нас и не желает нашего падения – в этом основная мысль нашего утешения, о чем напоминает нам Дух Святой, а также вторит Давид в своём 118-ом псалме, стихи 24,52,75–77.
Видя жизнь Давида, нетрудно понять, что только Дух Святой мог по-настоящему утешить его. Это явилось результатом близких и доверительных отношений между ними. Посредством таких отношений человек может любить и благодарить Бога не только за благословения, но и за испытания, которые Господь допускает в нашей жизни. Именно тогда и приходит настоящее, дающее силы и крылья, утешение. Крылья Божьего утешения, которые способны поднять нас над греховной суетой и, главное, — сблизить нас с Небесным Отцом. Давид говорит: «Ты посылал на меня многие и лютые беды, но и опять оживлял меня, и из бездн земли опять выводил меня. Ты возвышал меня и утешал меня» (Пс. 70:20,21). У Бога нет цели навести на нас беду или загнать нас, но у Него есть цель упрочить наши отношения с Ним, чтобы благодаря им мы спасались, а Он помогал бы нам пройти непростой путь правды. Яркий пример этого мы скоро сможем увидеть и в жизни Иова, когда шаг за шагом начнем разбирать его книгу.
Нельзя не отметить, что Господь не перестает нас утешать и Своей сверхъестественной поддержкой. А начинается это там же, где и все остальное, — в тайной комнате при личных встречах со Христом. Знамения, исцеления, благословения обязательно будут сопровождать нашу жизнь, а желания наши не пройдут незамеченными перед Богом, если только главное в нашем сердце останется на главном месте: «Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего» (Пс. 36:4). Об этом же говорит и другое изречение Давида: «Покажи на мне знамение во благо, да видят ненавидящие меня и устыдятся, потому что Ты, Господи, помог мне и утешил меня» (Пс. 85:17). Правда, на первый взгляд здесь все выглядит немного запутанно: какие-то знамения и враги, которые должны устыдиться.
Для того чтобы разобраться в этом, давайте сначала зададимся вопросом, о каком знамении идет речь? Давид упоминает здесь помощь и утешение. Ради чего? Ради спасения людей, которое есть наивысшее благо для нас. А что должно этому способствовать? То, что они устыдятся. Почему устыдятся? Потому что Господь помог и утешил Давида вопреки тому, что думали враги. Они ожидали увидеть его крах, потому что ненавидели Давида и думали о нём, как о злом враге, но увидели обратное – на его стороне Высшие силы. Мы также видим, что для спасения, в том числе и врагов Давида, Господь оборачивает его печаль в победу и благодаря утешающему действию Духа Святого изменяет сердца людей, даже если они по жизни являлись его соперниками.
Итак, примем ли мы Его утешение или нет, от этого будет зависеть наше дальнейшее следование путем правды. Если нет, то в итоге мы не принимаем Его Самого, а если да, то вскоре ждите в своей жизни плоды Того, Кому доверились. «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22,23). «Но как можно не принять утешение от Духа Святого», — спросят некоторые, — «если оно благо?» Еще как можно. «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин. 14:26). Здесь написано, что именно Утешитель напомнит нам все и научит нас тому, что говорил некогда Иисус. Находимся ли мы в обычном состоянии или стоим перед непростым выбором, или же нас искушают и притесняют, гонят, обижают или злословят, как Иисуса, именно в этот момент Дух Святой приступает к нашей совести и нашему сознанию, напоминая нам и обучая нас основным качествам Христа — любви, кротости, смирению, святости, милосердию и вере. С этого самого момента дело уже за нами: либо мы поступим так, как говорит нам Дух Святой, либо нет.
В этом и состоит трудность принятия утешения от Духа Святого. Если преодолеваем себя и поступаем, как говорит Святой Дух, то имеем утешение от Господа, вследствие чего приходит мир и радость, если нет — отдаляемся от Него, усугубляя свое положение. Более того, поскольку Он наш Утешитель, то Он станет и обличать нас, как об этом гласит Евангелие от Иоанна: «Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам, и Он пришед обличит мир о грехе и о правде и о суде. О грехе, что не веруют в Меня; о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; о суде же, что князь мира сего осужден. Еще многое имею сказать вам, но вы теперь не можете вместить. Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину; ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам» (Ин. 16:7–15). Смотрите, какой колоссальный и удивительный объём работы намеревается совершить с нами Дух Святой, однако ничего из этого не состояться, если прежде Он не станет для нас тем самым Утешителем.
Теперь, чтобы нам было легче понять, как может Божье обличение, являющееся работой Утешителя, давать мир и радость, не травмируя человека, необходимо разобраться с более точным переводом этого слова с древнегреческого, на котором был написан Новый Завет. Точный перевод слова «обличать» звучит так: обличать, убеждая человека изнутри. Стало быть, человек при таком обличении, которое может исходить только от Бога (даже если Его орудием будет другой человек), не будет испытывать давление извне, поскольку внутренне он согласен с ним и готов его принять. Такой вид обличения не унижает, не оскорбляет и не насилует человеческую личность, но всегда дает силы и желание справиться с причиной и последствиями греха. Согласитесь — это воистину утешает!
Однако в чем состоит основной грех, в котором собирается обличать мир Дух Святой? Основная причина обличения — это неверие человека в Иисуса Христа, но не просто неверие, ибо бесы тоже веруют и трепещут, а неверие, которое приводит человека к богопротивной жизни, даже если такой человек некогда был христианином. Вскоре такое неверие начинает отражаться в делах, которые теперь уже не в состоянии подтвердить тот выбор, который некогда сделал человек, признав Иисуса Христа своим Богом. Его образ жизни, то что он стал позволять себе творить, не веря ни в реальность Христа как своего личного Спасителя, ни в слова Библии как в руководство для собственной жизни, будет является причиной всех его последующих проблем.
Только в такой последовательности, как показал нам Господь в 16-й главе Евангелия от Иоанна, Утешитель может стать для нас Духом истины. Сказано, что «когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину». Дух истины — это Тот, Кто может наставить нас и открыть нам несравненно больше того, что мы знаем и даже можем прочитать в Слове Божьем. А значит, истина во всей своей полноте раскроется перед нами лишь тогда, когда мы сможем познать Его как Утешителя. И речь не идет о том, что у нас не получится найти Христа, Который есть истина, — Господь не скрывает её и сразу открывает нам. Речь о том, что мы должны познать её как Божий замысел, захотеть участвовать в нём и принять его до такой степени, чтобы стать его частью, раскрыв тайну своего участия в нём.
Об этом хорошо пишет апостол Павел, называя это богатством совершенного разумения: «дабы утешились сердца их, соединенные в любви для всякого богатства совершенного разумения, для познания тайны Бога и Отца и Христа» (Кол. 2:2). И вновь, по словам апостола, мы утешаем соединенные в любви сердца для того, чтобы познать эту сокровенную тайну Бога и Отца и Его Христа, которая станет для нас богатством совершенного разумения. Именно это имеет ввиду Слово Божье, когда говорит нам «познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32), потому что таким образом мы становимся свободными от рабского исполнения дел греховных для осознанного совершения дел правды, которые когда-то оставались для нас тайной.
Надеюсь, перед нами теперь открылась предельно ясная картина, что только с Божьего утешения может начаться наш полноценный совместный путь с Господом — путь познания Бога и Его замысла. Недаром пророк Исаия, описывая Божье утешение, избрал такую необычную форму сравнения: «Возвеселитесь с Иерусалимом и радуйтесь о нем, все любящие его! возрадуйтесь с ним радостью, все сетовавшие о нем, чтобы вам питаться и насыщаться от сосцов утешений его, упиваться и наслаждаться преизбытком славы его. Ибо так говорит Господь: вот, Я направляю к нему мир как реку, и богатство народов — как разливающийся поток для наслаждения вашего; на руках будут носить вас и на коленях ласкать. Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас, и вы будете утешены в Иерусалиме» (Ис. 66:10–13).
Подобно тому, как новорожденный ребенок через грудь и молоко матери начинает познавать её в качестве любящей защитницы, давшей этому малышу жизнь. Так и Господь через «сосцы» Своего утешения хочет стать для нас тем первым и единственным, Которого мы будем желать и любить всю оставшуюся жизнь, как любим свою мать. Ибо трагедия младенца, попавшего в этот жесткий и неблагоприятный для него мир, очень схожа с проблемой живущих в этом мире Божьих детей. И так же, как младенец может быть утешен и наполнен силами лишь через грудь и ласку матери, так и Божьи дети будут наполнены и утешены лишь через утешающее действие Духа Святого. С этого начинаются все отношения матери и дитя, и с этого же непременно должны начинаться правильные отношения с Господом. Это хорошо видно на примере Иова, чью праведную жизнь, Господь захотел поставить на более надежное и правильное основание, изменив его отношение к Себе благодаря той нужде, которая вдруг появилась у этого человека.