Правила суда и правоты
Что мы имеем ввиду, когда произносим слово «грех»? С понятием «грех» всегда было связано много всего: к примеру, грехом могут стать никому не известные помышления маловерного человека или же вполне очевидные и откровенно злые действия бандита. В спектр этого определения могло попасть любое неверное состояние человеческого сердца: от фальши лицемерия и разлагающих душу порочных намерений, до тривиального и довольно обыденного безразличия. Однако, чтобы это ни было, окончательный вердикт, который мог бы определить действительно ли грешен человек или нет может вынести только Бог. Что нам возможно в этой ситуации, так это лишь узнавать таких людей по плодам их действий (Матф.7:16), с тем чтобы понимать, как впоследствии позиционировать себя в связи с этим фактом.
Как бы то ни было, одно из самых точно передающих причинный смысл слова «грех» определений, с моей точки зрения, является значение его перевода с греческого «άμαρτια», буквально означающего «промах» или «непопадание в цель». В более в широком смысле это можно расшифровать также, как несоответствие человека цели своего предназначения, или, другими словами, деятельность, противная заложенной Богом природе.
И в таком случае, как бы это странно ни звучало, вера не всегда будет является достаточным показателем правды. Поскольку даже веруя в Бога, у человека не обязательно будет получаться реализовать своё призвание, тем более исполнить правду своей жизни, которая требует намного большего посвящения, чем реализация призвания. Отсюда и тот кривой путь, который имеют в жизни многие верующие в Бога люди. Они будто раздваиваются: следуя в жизни по одному пути, но в тоже самое время имея от Бога совершенно иное предназначение для своей судьбы.
В результате эта неосознанная проблема лишает таких людей мира и радости, после чего гнетущий внутренний конфликт толкает их искать причину и решение данного неустройства, но, увы, не в самих себе, а в других людях. И при этом сама природа проблемы толкает их решать это самым «подходящим» для такого запущенного случая методом – неправедного суда. В конечном счете такой человек начинает видеть в проблемных, на его взгляд, людях своих врагов. Вина других логично объясняет проблемы и плохое состояние, позволяет реабилитировать самого себя перед голосом совести, что окончательно утверждает такого человека на пути неправды.
Чем дальше это заходит, тем труднее становится разрешить проблему, потому что с каждым неверным шагом требует всё большей и большей работы над собой, которой он некогда пренебрег. Следовательно, по мере движения величина промаха растет, а значит, труд по изменению ситуации и совершенствованию самого себя становится всё тяжелее. И это, к сожалению, весьма распространенная проблема, которой страдает не малое число верующих людей.
Однако Соломон уверяет, что всё это возможно исправить, вспомните: «Милосердием и правдою очищается грех...» (Прит. 16:6), или, иными словами, милосердием и правдою исправляется наше непопадание в цель. Во-первых, начав судить с помощью милосердия, мы являем свою правду в жизнях других людей, потому что закон любви, которым исполнен Божий замысел, не допустит в нашем сердце гнева осуждения. Данное утверждение легко находит своё подтверждение в словах Библии, которая ставит любовь к ближнему своему и исполнение правды в один ряд, а человека, в жизни которого отсутствует правосудие и правда, называет даже дитем дьявола: «Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего» (1 Ин. 3:10).
Во-вторых, продолжает Соломон, нужно начать искать, а найдя, исполнять правду своей собственной жизни. И тогда страх Господень, что появится в ней, сам отведет нас от того греха, что постоянно вынуждал во всех непонятных нам людях видеть своих врагов или причину неудач. В результате враги, которых мы нажили своею глупостью, просто перестанут для нас быть таковыми, потому что никогда ими небыли. «Он и врагов его примиряет с ним», — добавляет Соломон (Прит. 16:7).
Если быть достаточно внимательным, то можно заметить, что милосердие, о котором мы говорим, является не чем иным, как самым настоящим судом. Но не судом, приводящим к порицанию, а правосудием, выносящим вердикт милости, как это было в притче Иисуса Христа с царём, который захотел сосчитаться со своими рабами (Мф. 18:23–35). В этой притче я хотел бы обратить ваше внимание не на должника, который оказался должен царю десять тысяч талантов, но на самого царя, который вместо положенного строгого суда выбрал для того должника милость. Давайте вспомним. Не имея чем заплатить, этот человек слёзно просил отсрочки и «государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему» (Мф. 18:27). Здесь показан пример превосходства милости над судом, когда сам царь, в роли которого выступает Господь, Своим поступком призывает нас поступать таким же образом.
Далее, читая притчу, мы видим, насколько печально складывается участь прощеного раба, который не последовал примеру своего Государя, заточив уже своего должника за меньший долг в темницу. Произведя, казалось бы, по всем канонам справедливый суд, бывший должник отступил от проявленной к нему милости. Благодаря царскому милосердию он получил прощение, однако после освобождения по причине испорченного сердца он не стал последователем проявленного к нему милосердия. Он не принял, а может даже и не понял значимость предложенной ему новой формы отношений, посредствам которой ему теперь надлежало бы судить и других. В итоге этот человек упустил свой шанс и сполна получил тем судом, каким продолжил в своей жизни судить других.
В каком бы мы смысле не рассматривали изложенную выше историю, в любом случае мы столкнемся с двумя различными проявлениями суда: суда праведного, прощающего по милости, и суда справедливого, приговаривающего по закону. Известно, что «делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех» (Рим. 3:20). Справедливость — это закон, но им невозможно предотвратить грех, законом можно его обнаружить и, в лучшем случае, ограничить. Поэтому любая попытка оправдания законом влечет за собой неминуемое осуждение, поскольку делами закона, как гласит Библия, сделать этого невозможно. Человек, который живет, а значит, и судит других на основании закона, невольно будет склоняться к постоянному осуждению, а не к оправданию.
Следовательно, если мы подойдем к самим себе критично и выявим, какова наша настоящая судейская позиция, то это позволит нам увидеть ту внутреннюю систему ценностей, которой мы придерживаемся на самом деле. Ищем ли мы милости у Бога или справедливости? Ведь мы судим, но у нас всегда есть выбор: либо поступать так, как поступил с нами Господь, либо приговаривать других, оценивая путь правды по критериям закона. Прощёный должник не прошёл этот экзамен – не являясь приверженцем пути правды, он не смог принять своё прощение и понять истинных путей правды, вследствие чего осудил по своим собственным меркам и своего должника. «Посему, царь, да будет благоугоден тебе совет мой: искупи грехи твои правдою и беззакония твои милосердием к бедным; вот, чем может продлиться мир твой», — советует Даниил царю, зная его проблемы и реальное действие правды и милости, меняющее жизнь любого согрешившего человека (Дан. 4:24).
Итак, теперь можно сделать небольшой вывод: везде, где в Слове Божьем говорится о правде, мы обязательно так или иначе будем иметь дело с судом, который независимо от нашего желания будет отражать нашу принадлежность тому или иному пути. К примеру, когда Соломон приступил к Книге Притч, то в самых первых её строках он кратко изложил суть своих будущих наставлений. Цель этих наставлений сводилась к тому, чтобы с их помощью познать и «усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты» (Прит. 1:3), которыми в изобилии наполнены притчи Соломона. Ведь недаром его отец Давид просил о своем сыне у Господа: «О Соломоне. Боже! даруй царю Твой суд и сыну царя Твою правду, да судит праведно людей Твоих и нищих Твоих на суде» (Пс. 71:1–2). Теперь эти замечательные и мудрые наставления, что вложил в сердце Соломона Господь по молитве его отца, помогут нам еще глубже понять правила правосудия и правоты, которыми мы должны руководствоваться, устраивая свой путь правды.
«Не судите по наружности, но судите судом праведным» (Ин. 7:24), — говорил Спаситель. Этими словами Христос открывает перед нами одно из важнейших правил правосудия. Он не говорит, что нам вообще нельзя судить, но предупреждает, что если мы взялись за суд, то объектом нашего внимания должно быть не внешнее, что мы видим своими глазами и ощущаем органами чувств, а нечто иное — то, что основывается на правде. По сути, Господь переводит наше внимание, сосредоточенное в проявлениях внешнего мира, на решение проблем внутреннего духовного мира. Иными словами, Он говорит, что необходимо полностью убрать свой взгляд с видимого и подчинить своё суждение интересам высшей правды, которая не ищет своего, но стремиться к созиданию вокруг себя любви, будучи исполненной желанием реализовать замысел Божий.
И чтобы теперь разобраться, каким образом можно претворить в жизнь это непростое правило, нам понадобится произвести более глубокий анализ того союза, который ранее мы окрестили «святой четой». Напоминаю, что я обещал вам вернуться к рассмотрению этой непростой, но очень важной темы, для чего мы уже сделали первые шаги, выяснив, как собственная приверженность к правде через наш суд определяет наше отношение к другим людям. Но если всё так очевидно, то почему же христианам на протяжении уже стольких лет так и не удается понять и исполнить эту простую истину? Безусловно, это будет еще один вопрос, на который мы попытаемся ответить в данной главе.