Секрет праведности
Чтобы не повторять ошибок, которые в свое время сделали «друзья» Иова, давайте сначала разберемся с тем, как взаимодействует между собой святой тандем суда и правды, то есть какую роль выполняют правосудие, а какую правда. Верное правосудие не даёт нам основания вынести причину отсутствия мира в нашем сердце за пределы собственной ответственности, а исполнение правды, которую мы обретаем посредством личных отношениях с Богом, восстанавливает и реализует наше призвание, придавая всему происходящему истинный смысл, а также наполняет нас желанием жить, благодаря чему мы приобретаем необходимый мир и покой.
«Так говорит Господь: сохраняйте суд и делайте правду; ибо близко спасение Мое и откровение правды Моей. Блажен муж, который делает это, и сын человеческий, который крепко держится этого, который хранит субботу от осквернения и оберегает руку свою, чтобы не сделать никакого зла» (Ис. 56:1,2). Время, в которое мы сейчас живем, гораздо лукавее того, в которое жил написавший эти строчки пророк Исаия. Теперь Божьему народу намного проще сбиться с предназначенного Богом пути и, как следствие, потерять Самого Господа, чем во времена ветхозаветного устройства. Утеря праведного суда и отсутствие дел правды (как причина отступления, на которую указал Своему народу Господь) для нас в усложняющихся условиях последнего времени становится всё более и более актуальной темой. Являясь еще в давние времена главным фактором возникающих у Божьего народа проблем, сейчас посредством множества новых лжеучений эта причина приобрела крайне изощренную форму, распространившись, как эпидемия по всей Церкви. Оттого её устранение и обязательное исправление, к которому призывает нас Господь, будет иметь намного более сильное влияние на Божий народ для успешного восстановления пути правды, нежели это было в ветхозаветные времена.
Давайте еще раз вспомним (Ис. 56:2), Бог не зря поместил условие исполнения суда и правды в качестве главного приоритета, даже прежде наставления наиважнейшей заповеди о субботе, несоблюдение которой, кстати, также является существенной причиной отступления Божьего народа. Связаны ли между собой суббота и правда? Несомненно, да, они также тесно связаны, но насколько мы поговорим чуть позже. Сейчас же я предлагаю по-новому прочесть из первого послания апостола Иоанна строчки, открывающие нам секрет праведности.
«Дети! да не обольщает вас никто. Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен. Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола. Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога. Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего. Ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга, не так, как Каин, который был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны» (1 Ин. 3:7–12).
Есть еще одна очевидная взаимосвязь, вытекающая из правил суда и правоты, которая приравнивает любого, кто не любит брата своего, к человеку не делающему правды. Дело в том, что человек, который не ищет и не исполняет в своей жизни правды, рано или поздно всё равно будет вынужден начать её поиски, поскольку он имеет внутри себя заложенную Создателем постоянную духовную потребность найти её. Однако делать он это будет, как мы ранее выяснили, увы, не в себе, а в других. Такой поиск никогда не сможет стать поиском правды и уж тем более поиском причин, которые препятствуют её возникновению, хотя бы потому, что такой человек не научился видеть эти причины в самом себе. Подобное лицемерие неизбежно будет толкать его к изысканию зла в других людях, о чём Иисус предупреждал в Своих знаменитых притчах: «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или, как скажешь брату твоему: „дай, я выну сучок из глаза твоего“; а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мф. 7:3–5). Вот оно, настоящее лицемерие, приводящее к неправедному суду. Проблема даже не в том, что он судит, а в том, что он ходит с бревном в собственном глазу, поступая при этом так, как будто его нет!
Работать над собой и побеждать себя намного сложнее, чем совершать это с другими людьми, где раны не так чувствительны, а боль совсем не заметна. Вот и выбирают многие люди более лёгкий путь устранения причины, находя свои собственные проблемы и борясь с ними в других. В качестве примера апостол Иоанн предлагает нам рассмотреть историю Каина, который, свалив ответственность за свою проблему на собственного брата, в итоге убил его. Но за что? За то, что сам был злым? Проблему Каина достаточно точно характеризует Иисус, когда говорит о внутреннем мире человека, состоящем из доброго или злого сокровища, которое выносит из своего сердца человек (Мф. 12:35). Каин родил злое, потому что уже имел в своём сердце такое сокровище. Однако он не был первым человеком, который перевел причину своих проблем на ближнего.
Первыми были его родители. Но если Адам, обвинив свою жену, поступил так, скорее всего, спонтанно, из-за страха, то Каин с самого начала осознанно старался отыскать в своём сопернике (каким он видел Авеля) злое. Я могу лишь предполагать, но скорее всего Адам с Евой после случившегося осознали свой проступок и на протяжении всей оставшейся жизни старались изгладить его. Они теперь внимательно следили за собой, а значит, смогли получить спасение, ибо Слово Божье говорит: «… кто наблюдает за путем своим, тому явлю Я спасение Божие» (Пс. 49:23). Каин же и не думал каяться, и для того чтобы это понять, достаточно всмотреться в его поступки. Имея столь жестоковыйное сердце, он не видел за собой никаких проблем и не собирался наблюдать за своим путём и исправлять его. Зато у него хорошо получалось наблюдать за путём других людей, и по этой причине в его жизнь всё глубже и глубже входил дьявол.
Но и это еще не всё. Позднее возникла гораздо большая проблема: лицемерие, которое выражалось в том, что, вынашивая обиду на Авеля, Каин (чье сердце было осквернено) продолжал, как ни в чём не бывало, раз за разом приходить к Господу и с безразличием приносить Ему жертвы. Тем самым, Господь был вымещен из сердца Каина, оказавшись лишним в его чувствах. Более того, Бог для него стал как бы ничего невидящим и чуждым, вследствие чего Его правила доверия и любви, которые Он предложил людям, оказались в небрежении, однако мы знаем: «кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме» (1 Ин. 2:9).
Господь хотел не этого, Ему не нужен был цирк лицемерия — этим мы лишь унижаем Бога. Ему нужны чистые и открытые сердца, поэтому Он и не принял жертву Каина. Но «если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас» (1 Ин. 1:9,10). Поразительно, что и многие нынешние христиане, зная, что Бог не просто существует, но Он есть Любовь, так же как Каин продолжают лицемерить в Его присутствии, унижая и оскорбляя Всевидящего, словно Он просто какой-то индифферентный божок.
Безусловно, ненавидя по каким-то причинам своего брата или сестру, такие люди полагают, что они правы, но, поступая так, они идут по стопам Каина, поскольку думают, что Бога в таком случае можно удовлетворить только нашей внешней прилежностью. Не пытаемся ли мы таким образом пустить пыль в глаза Богу? Продолжая приносить Богу жертвы хвалы и поднимая к Нему руки в молитве, мы одновременно умудряемся осуждать и убивать в своём сердце ближних, которых не можем терпеть, но которых любит Бог, и за которых умирал Христос. Не есть ли это мерзость в глазах Бога?
Но путь правды иной — поступать так, как поступил бы на нашем месте Иисус. Именно поэтому слова Иоанна о том, что «всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога» (1 Ин. 3:9), звучат так утвердительно. Человек, который не может грешить, есть праведник. Он не может допустить никакого, даже самого незначительного, осознанного добровольного промаха, уводящего его с пути правды. Для примера всегда можно посмотреть на праведную жизнь Иисуса Христа. В Его жизни всё имело определенное значение, поэтому всё, что от Него зависело, Он держал под Своим контролем, но держал лишь для того, чтобы полностью посвятить это Своему Отцу.
Тот, кто живёт не своевольной жизнью, как это ни странно, владеет ей больше, нежели тот, кто угождает своему испорченному сердцу. Такого человека не сбить с пути, потому что им крепко управляет Бог, Которому он некогда посвятил свою жизнь. На практике это может означать, что его невозможно видеть занимающимся сплетнями, и он не набивает себе цену за счет других. Для такого человека нет никакой надобности чувствовать себя выше и значимей других – более слабых и зависимых людей, чтобы увидеть себя более праведным. Такой человек не завидует, он равнодушен к любому мирскому и не изыскивает в людях зло, имея при этом удивительную способность обличать упрямых сердцем с помощью собственной жизни и поступков. И, конечно, он всегда протягивает руку помощи нуждающимся. От него исходит уверенность, мир и радость, и он всегда знает, что делает, и поэтому к нему снова и снова тянутся ищущие правды люди.
Идти же каким-то другим путём — значит идти путём лукавого, ибо лицемерие, зависть, насилие, гордость, обида и многое другое являются инструментами искушения в арсенале дьявола, направленными на то, чтобы сбить праведника с его пути. Если ему это удаётся, человек как личность лишается не просто смысла, но и силы жизни, а дьявол получает из бывшего противника еще одного своего агента в стане врага. Те же, кто вступил на путь неправды, исполняют уже не Божью волю, а дьявольскую, и лишь номинально пребывая в Теле Христовом, по словам апостола Иоанна (1 Ин. 3:7–12), на самом деле являются детьми дьявола.
Действительно ли, все так серьезно? Может, я слишком строг, и нам не обязательно равняться на святую чету суда и правды как на нечто исключительное и обязательное для жизни человека? А что если апостол вообще говорит не про Церковь? Ведь если быть столь категоричным и определять путь правды только так, а не как-то иначе, то можно прийти к выводу, что Церковь наполнена больше не детьми Божьими, а детьми дьявола. Может ли быть такое в Теле Христа? Не перегибаю ли я палку, делая такие громкие заявления? Увы, но это не мои выдумки — это то, о чём говорит Слово Божье. Известно, что если Господь о чём-то предупреждает, то обычно так и происходит. «Еще видел я под солнцем: место суда, а там беззаконие; место правды, а там неправда» (Еккл. 3:16). Какое место мог показать Соломону Господь? Это место в наше время называется Церковью, или Божьим народом. И нет никакой нужды доказывать, что речь идет не о мире, который и так является по своей сути богопротивным, творит нечестие и идёт своим греховным путём. Не говорится здесь ни о Небе, потому что там нет ничего нечистого, ни об аде, — он, по определению, не может иметь в себе правды. Вот и выходит, что Соломон видел именно Божий народ. Но имеет ли это отношение к нашему времени?
«Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные» (Еф. 5:1), «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» (Евр. 12:14), так призывает нас поступать Новый Завет. Ну а таким перед нами предстаёт Бог, на Которого мы, как Его чада должны быть похожи: «Господь Саваоф превознесется в суде, и Бог Святый явит святость Свою в правде» (Ис. 5:16). Слово Божье гласит: мы должны быть святы, как и Бог свят, в наших руках (что мы выяснили ранее) есть суд, и он должен быть праведным. Поэтому наша святость, равно как и Божья святость, может явиться лишь в исполнении правды, а мир как внутренний, так и внешний, — в правосудии.
Нашего Бога ничем не остановить, и Он не идёт на компромисс. Посредством совершения суда и правды Он вне сомнения явит Свою святость, а всё задуманное Им исполнится. Божья правда не может поощрять беззаконие и грех, наоборот, всякое выпадающее и противоречащее Божьему замыслу действие априори становится беззаконием и грехом, что разумеется является противоположным состоянию освящения. Святость же есть качество, характеризующее отделенность от греха и всего того, что отвлекает человека от исполнения его правды в контексте общего Божьего замысла. Неслучайно Библия призывает нас иметь мир и святость, что, определенно, может помочь нам самим увидеть, вовлечены ли мы в суету этого мира или нет. Если вовлечены, то этим мы отделяем себя от участия в Божьем замысле, как бы добровольно пленяя себя узами, не предназначенными для нашей жизни. «Горе тем, которые влекут на себя беззаконие вервями суетности, и грех — как бы ремнями колесничными» (Ис. 5:18).
Вступив на такой путь, человек вместо правды будет способен родить лишь ложь, пустословие и праздность, в результате чего тут же оказывается в состоянии беззакония, которое в итоге может привести к кровопролитию. «Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды — любимое насаждение Его. И ждал Он правосудия, но вот — кровопролитие; ждал правды, и вот — вопль» (Ис. 5:7). Мы — Его современный виноградник, однако и поныне в этом винограднике творится всё то же безобразие, что и в доме Израилевом. Не зря Слово Божье в который раз обращает наше внимание на эту проблему, обличая и призывая нас повернуться к Богу и начать творить праведный суд и правду.