Принцип воздаяния
В конце же этой главы нам необходимо коснуться еще одного уникального качества, коим обладает святая чета в руках нашего Бога. Если у нас получится осознать это качество и согласиться с его обязательным присутствием в нашей жизни, тогда мы в своем сознании сможем сформировать правильное восприятие любого события, происходящего не только в нашей собственной жизни, но и во всем мире. Наверное, стоит начать с одного весьма популярного заявления, которое сделал Давид в своем псалме: «Господь творит правду и суд всем обиженным» (Пс. 102:6). Что означает это выражение?
Неужели только обиженным Бог творит правду и суд? Конечно нет, но правда и суд здесь выступают в роли восстановителей высшей справедливости, поскольку Бог всегда встает на защиту тех, кого угнетают и несправедливо обижают. Не является ли в таком случае суд воздаянием наказания для обидчиков? Если да, то куда делась милость, о которой мы недавно говорили? «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся» (Отк. 3:19). Бог любит всех людей, но люди находятся в разных условиях и в разном духовном состоянии. Для тех, кого обижают и угнетают, Божий суд и правда восстанавливают справедливость, а для тех, кто сам угнетает других и грешит, они проявляются в обличении и наказании. И любое из этих проявлений будет называться Божьей милостью. Господь не желает вечной гибели ни тех, кто страдает от угнетателя, дабы те, страдая сверх меры, не отступили от правды, ни других, имеющих злое и угнетающее сердце людей, чтобы те, покаявшись в содеянном, обрели спасение и правду.
«Душею моею я стремился к Тебе ночью, и духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей с раннего утра: ибо когда суды Твои совершаются на земле, тогда живущие в мире научаются правде. Если нечестивый будет помилован, то не научится он правде, — будет злодействовать в земле правых и не будет взирать на величие Господа» (Ис. 26:9,10). В данном случае нет никакой разницы, кого имел в виду пророк. Его слова могут быть обращены как к народу Божьему, так и к миру, потому что с обеих сторон существуют нечестивые, а действие духовного закона, который он описал, одинаково ко всем. Но что, в таком случае, для верующих людей могут означать следующие слова: «Если нечестивый будет помилован, то не научится он правде»? Куда опять пропадает милость? А милость как и прежде никуда и не пропадает. Так же как и родители применяют прощение и наказание в зависимости от того, что натворил ребенок, воспитывая его этим, так и Господь, зная сердце человека, использует разные виды судов, — милость и возмездие — с одной целью: лишь бы человек не погиб в вечности, что и будет для него настоящим благом. Таким образом, напоминая о принципе воздаяния, пророк Исаия говорит нам о пресекающем грех и спасающем тем самым человеческую душу возмездии.
Но даже и этот принцип нельзя до конца назвать справедливым, потому что Бог никогда не воздает живущим на земле пропорционально тому, что они сотворили. За злые дела Он воздает в гораздо меньшем размере, чем должно было быть по закону, а за послушание и добрые поступки — несоизмеримо больше, особенно если учесть будущее нетленное воздаяние на Небесах. Если говорить о неверующих, то можно смело предположить, что где-то 99,9% всего того, что им положено за грех, для них отложено, и не потому, что Бог настолько хитёр, что хочет все скопить и вылить на них в последний день (хотя, по сути, так и получается). Но потому, что Господь знает о том, что заработанное человеком за его грехи, не выдержит никакая плоть. «Если Ты обличениями будешь наказывать человека за преступления, то рассыплется, как от моли, краса его. Так, суетен всякий человек» (Пс. 38:12).
Увы, но я сейчас не говорю только о людях этого мира, Церковь также наводнена теми, кто давно превратился в двуличный филиал мира в среде Божьего народа. Однако наш Господь — любящий Бог, и пока человек жив, закон, гласящий: «Ибо возмездие за грех — смерть…» (Рим. 6:23), не имеет над ним юридической силы. Соответственно, для таких людей есть еще время покаяться и изменить свои пути, чтобы в итоге получить не воздаяние за грех, но воздаяние по милости Божьей, о чём говорит уже вторая половина стиха из послания к Римлянам: «…а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6:23).
Вот почему отцы нашей веры с такой уверенностью просили о воздаянии и судах от Бога: «Суди меня по правде Твоей, Господи, Боже мой, и да не торжествуют они (враги — от авт.) надо мною» (Пс. 34:24). «Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни — истина, все праведны. Они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота» (Пс. 18:10,11). Для многих — это может оказаться неожиданным. Почему именно так? – спросят они. Почему Давид буквально жаждет судов? Ответ достаточно прост: чтобы не допустить власти греха над своей жизнью и не получить в итоге того, о чём предупреждает апостол Павел: «Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром» (1 Кор. 11:32). Редко можно увидеть такую мудрость от людей верующих в Бога, тем более невозможно найти этого в мире, который считает долготерпение Божье в лучшем случае медлительностью. Поэтому и находятся такие грешники в глубоком невежестве, совершенно не вразумляясь долготерпением Бога, чтобы еще в мирное для них время покаяться и прийти к Нему. Собственно, именно по этой причине пророк Исаия, понимая истинную суть этих людей, вполне искренне говорит Богу такие слова: «Если нечестивый будет помилован, то не научится он правде» (Ис. 26:10).
Что подразумевает пророк под словом «помилован»? Помилован в данном случае значит прощен и лишён последствий в виде наказания за свои прежние греховные дела. В чём, к примеру, состояли греховные поступки Израиля? Если прочитать 59-ю главу книги того же пророка Исаии, то станет видно, что это ложь, лицемерие, преследование правды, корысть и т. п., что прямым образом характеризуется как путь неправды. И всё это не какие-то обыденные мирские грешки, но весьма серьезное отступление, прикрывающееся вуалью набожности и религиозной жизни, отчего оно становится еще более страшным и мерзким. Такое лицемерие возникает поскольку внешнее поведение и законничество требует быть верующим, а сердце исполнено неправды, следовательно, нуждается в своём религиозном оправдании. Однако Божьи суды и воздаяния отрезвляют и приводят ещё не до конца потерянных людей к покаянию, благодаря чему человек переключает своё внимание с неправды, на которую толкал человека порок, на величие Бога и Евангельское восприятие мира.
Однако всегда есть большая опасность того, что тот суд, который должен принадлежать одному только Богу, по человеческому невежеству и жестокосердию может быть узурпирован и стать орудием неправды в руках человека с порочным сердцем. И происходит это, увы, незаметно, когда изначально вроде бы благие намерения человека обращаются в хулу и клевету на ближнего своего. Таким образом, мы еще раз убеждаемся, что суд воздаяния вопреки суду милости может принадлежать только Богу, но никак не человеку. «Братья, перестаньте хулить друг друга. Кто хулит брата своего или осуждает его, хулит и осуждает закон. А если ты осуждаешь закон, то ты не исполнитель закона, а судья. Есть лишь один законодатель и Судья, Тот, Кто может спасти или погубить. Так кто же ты, что судишь ближнего своего?» (Иак. 4:11,12 — совр. перевод).
Человеку должно жить по примеру Христа, а Христос в Своё первое пришествие пришёл не для того чтобы судить людей, но спасти их. Единственный суд, который стопроцентно не собьёт нас с пути правды — это праведный суд милости. Только в исключительных случаях Господь использует людей для суда воздаяния, но они, исполняя Божью волю, зачастую об этом даже и не догадываются, как, например, это произошло с царем Вавилонским Навуходоносором, который явился орудием Божьего суда над народом Израиля.
По сути, стихи из 26-й главы книги пророка Исаии, говоря: «…когда суды Твои совершаются на земле, тогда живущие в мире научаются правде» (Ис. 26:9), сообщают нам о том, что суд Божий в конечном счёте всё приводит к правде. И независимо от того, суд воздаяния это в руках Бога Вседержителя или суд милости, истекающий как от Его Престола Благодати, так и из наших сердец, он всегда является проводником правды, утверждая её на всяком месте. «Основание слова Твоего истинно, и вечен всякий суд правды Твоей» (Пс. 118:160). Получается, что правда, являясь одновременно и защитником – суд правды, и исполнителем замысла Божьего – путь правды, диктует все условия соблюдения этого замысла. А эти условия есть не что иное, как высший суд в любой его форме проявления.
Таким образом, высший суд, каким бы он ни был (милость или воздаяние), восстанавливает и сохраняет правду, дабы ей не быть попранной перед лицом вечности в свете великого Божьего замысла. Поэтому участвуем мы в правде или противимся ей, на конечный результат торжества Божьего замысла это никак не повлияет. Он в любом случае совершится и правда восторжествует, выявляя и демонстрируя тем самым перед праведным судом лишь нашу неправду, что вне всяких сомнений станет для нас мерилом и приговором для всей жизни, начиная от вердикта, вынесенного лично к нам и заканчивая осуждением целых народов, выбравших путь неправды. «И Он будет судить вселенную по правде, совершит суд над народами по правоте» (Пс. 9:9).
«Ибо суд возвратится к правде, и за ним последуют все правые сердцем» (Пс. 93:15). Этими строчками Давид кратко изложил механизм действия того самого принципа, о которого мы всё это время говорим. Если описать образно, то механизм, изложенный в псалме, как бы сплавляет между собой суд и правду в одну комплексную ПРАВДУ жизни, которую мы должны исполнить. Иными словами, форматирует жизнь посредством суда, приводя её к правде, мимо которой невозможно пройти тем, кто обладает непорочным и правым сердцем. И даже если они ошибались, полученный суд обличит их и вернет на правильные позиции. Поэтому нам всегда необходимо помнить и руководствоваться этим принципом, поскольку он придаёт смысл суду, наделяя его праведным мотивом и не давая нам возможности превратить его в хулу, укор или клевету на ближнего своего. Стало быть, каким бы ни был суд, выносимый нами, он всегда должен приводить нас лишь к исполнению той ПРАВДЫ, которую заповедал исполнить нам Бог.
А для наглядности перед нами в Библии всегда имеются примеры жизни пророков и апостолов, которые так же уверенно, как и Давид, могли сказать: «Я славил бы Тебя в правоте сердца, поучаясь судам правды Твоей» (Пс. 118:7). Правота моего сердца — это когда мои пути направлены к соблюдению Божьих установлений. А поучаться судам правды Божьей — значит быть восстановителем и ревнителем путей правды, но не где-то в чужой жизни, а, прежде всего, в своей собственной. Поэтому и написано, что за судом, который возвратится к правде, словно за магнитом, последуют все правые сердцем. Возвращаясь к правде, суд обращает к ней также и все ищущие сердца, прошедшие через него. Некогда блуждая на путях неправды, они вдруг по разным причинам стали реально настроены на поиск настоящей, нелицемерной истины. Это и является первым признаком того, что человек обрёл праведные мотивы, а значит, встал на путь правды. Таких людей можно найти везде — как в мире, так и в лоне Церкви. Что же касается первых признаков и основных шагов, которые должен сделать человек, возвращающийся на путь правды, то мы обязательно поговорим об этом в специально посвященной данной теме главе «Всякая неправда есть грех».
И последнее, на чём хотелось бы остановиться, это на предупреждении. Давид, словно в противовес той жизни, которая может быть у праведника, указывает нам на печальную участь нечестивца у которого «во всякое время пути его гибельны; суды Твои далеки для него; на всех врагов своих он смотрит с пренебрежением» (Пс. 9:26). Почему суды Божьи далеки от такого человека? Да потому что он ничему через них не учится. Они, скорее всего, присутствуют в его жизни, но он далёк от них, как от судов, которые поучают и наставляют к правде. Нечестивец их попросту не замечает или даже не принимает как промысел Божий, обвиняя кого угодно, только не себя.