1. «...идущего ПУТЁМ ПРАВДЫ Он любит» (Пр. 15:9)

    читать книгу





  2. «...идущего ПУТЁМ ПРАВДЫ Он любит» (Пр. 15:9)

    читать книгу

    Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими. (Евр.12:3)




  3. «...идущего ПУТЁМ ПРАВДЫ Он любит» (Пр. 15:9)

    читать книгу

    Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми. (Рим.14:9)




  4. «...идущего ПУТЁМ ПРАВДЫ Он любит» (Пр. 15:9)

    читать книгу

    Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь - Он воскрес, как сказал. (Матф.28:5,6)




  5. «...идущего ПУТЁМ ПРАВДЫ Он любит» (Пр. 15:9)

    читать книгу

    Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились. (1Пет.2:24)




  6. «...идущего ПУТЁМ ПРАВДЫ Он любит» (Пр. 15:9)

    читать книгу





  7. «...идущего ПУТЁМ ПРАВДЫ Он любит» (Пр. 15:9)

    читать книгу

    Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом (1Пет.3:18)




  8. «...идущего ПУТЁМ ПРАВДЫ Он любит» (Пр. 15:9)

    читать книгу

    И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу, и говорили: радуйся, Царь Иудейский! (Иоан.19:2,3)




  9. «...идущего ПУТЁМ ПРАВДЫ Он любит» (Пр. 15:9)

    читать книгу

    Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. (1Кор.15:20)




  10. «...идущего ПУТЁМ ПРАВДЫ Он любит» (Пр. 15:9)

    читать книгу

    Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом (2Кор.5:21)




  11. «...идущего ПУТЁМ ПРАВДЫ Он любит» (Пр. 15:9)

    читать книгу

    В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши (1Иоан.4:10)




  12. «...идущего ПУТЁМ ПРАВДЫ Он любит» (Пр. 15:9)

    читать книгу

    Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились (Ис.53:5)
Жить так, как вы хотите - это не эгоизм. Эгоизм - это когда другие должны думать и жить так, как вы хотите. © Оскар Уайльд

Мы в социальных сетях



ГлавнаяО ПРАВДЕПраведник крепко держится пути своего

Праведник крепко держится пути своего

Для начала давайте вновь вернемся к книге Иова и вспом­ним, чем для Иова обернулась проблема, в которую он попал. «Восстали на меня свидетели неправедные: чего я не знаю, о том допрашивают меня. Воздают мне злом за добро, сиротством душе моей. Я во время болезни их одевался во вретище, изнурял постом душу мою, и молитва моя возвращалась в недро мое. Я поступал, как бы это был друг мой, брат мой; я ходил скорбный, с поник­шею головою, как бы оплакивающий мать. А когда я претыкался, они радовались и собирались; собирались ругатели против меня, не знаю за что, поносили, и не переставали; с лицемерными на­смешниками скрежетали на меня зубами своими. Господи! долго ли будешь смотреть на это? Отведи душу мою от злодейств их, от львов — одинокую мою. Я прославлю Тебя в собрании великом, среди народа многочисленного восхвалю Тебя, чтобы не торжествовали надо мною враждующие против меня неправедно, и не перемиги­вались глазами ненавидящие меня безвинно. Ибо не о мире говорят они, но против мирных земли составляют лукавые замыслы. Рас­ширяют на меня уста свои; говорят: «хорошо! хорошо! видел глаз наш». Ты видел, Господи, не умолчи: Господи! не удаляйся от меня. Подвигнись, пробудись для суда моего, для тяжбы моей, Боже мой и Господи мой! Суди меня по правде Твоей, Господи, Боже мой, и да не торжествуют они надо мною. Да не говорят в сердце своем: «хорошо! по душе нашей!» Да не говорят: «мы поглотили его». Да постыдятся и посрамятся все, радующиеся моему несчастию; да облекутся в стыд и позор величающиеся надо мною. Да радуют­ся и веселятся желающие правоты моей и говорят непрестанно: «да возвеличится Господь, желающий мира рабу Своему!» И язык мой будет проповедывать правду Твою и хвалу Твою всякий день» (Пс. 34:11–28).

Хотя данный отрывок взят и не из Книги Иова, он доста­точно точно воспроизводит то, что случилось с ним. Всю свою жизнь Иов, как и Давид, искренне поддерживал добрых людей, он от чистого сердца помогал нуждающимся и творил правду. Но вдруг, когда с ним произошло несчастье, и Иов преткнулся, против него собрались «друзья» и непонятно за что стали его поносить (Пс. 34:15). И всё же, несмотря на такое противодей­ствие, праведник, который твёрд в своих убеждениях, не упадёт и прославит Божье имя, в том числе и для того, чтобы его враги не торжествовали.

Секрет Давида, как и любого праведника, — в беспрекословном исполнении правды. Беспрекословность исполнения появляется из-за того, что он узнает правду лич­но от Самого Бога. Он настолько уверен в верности своих дел, что, не страшась, просит Господа о суде Божьей правды над со­бой, тем самым давая понять, что Божий суд для него является более желанным и здравым, чем суд его врагов — неправедный, жестокий и бессмысленный. В итоге Давид делает дерзновенный, но справедливый вывод, давая нам понять в 27-м и 28-м стихах 34-го псал­ма, что все желающие его правоты, желают тем самым торжества Божьей правды, а все те, кто становятся его врагами, становятся врагами и Богу.

Что же помогло Давиду и Иову обрести такую крепкую уве­ренность в правильности выбранного ими пути? Более того, их уверенность достигла того, что они оба могли смело сказать: «Суди меня, Господи, по правде моей и по непорочности моей во мне» (Пс. 7:9), «Пересмотрите, есть ли неправда? пересмотри­те, — правда моя» (Иов. 6:29). Со стороны всё это очень напо­минает твердолобость и упёртость, однако мы прекрасно по­нимаем, что это совершенно не так, поскольку Библия ставит этих людей нам в пример. Конечно, в их жизнях было многое: они терпели неудачи, ошибались, безусловно, не раз споты­кались, но тем не менее и Иов, и Давид достигли настоящего успеха в Боге и абсолютной победы в своей жизни.

Итак, если теперь посмотреть на всё это с точки зрения результата их жиз­ни, то на передний план выходит то самое качество, которое и помогает праведникам сохранять в целости свой путь правды. Хотим мы этого или нет, но это качество становится неотъем­лемой частью той правды, о которой мы говорим. И это каче­ство — твёрдость. Без твердости путь правды станет невнятным и развалится на множество бессмысленных элементов, подоб­но тому, как может развалиться автомобиль на составляющие его части без всех своих соединительных крепежей, что преда­ют машине целостность и делают ее крепкой и работоспособ­ной. Увы, это качество замечают немногие, некоторые, боясь, обходят его стороной, однако лишь оно в состоянии довести путь правды до логического конца.

Благодаря твердости Иов продолжает держать оборону и порой уже чисто интуитивно отстаивает правду от восстающих на неё «друзей». При этом, несмотря на множество «дружеских обличений», что и при более благоприятных условиях могли бы выбить из колеи любого правильно идущего человека, он не просто продолжает отстаивать свои убеждения, но и умудряется уличить своих оппонентов в пустоте и надменности их слов. «И отвечал Иов и сказал: слышал я много такого; жалкие утешители все вы. Будет ли конец ветреным словам? и что по­будило тебя так отвечать? И я мог бы так же говорить, как вы, если бы душа ваша была на месте души моей; ополчался бы на вас словами и кивал бы на вас головою моею; подкреплял бы вас язы­ком моим, и движением губ утешал бы» (Иов. 16:1–5). В дослов­ном переводе слова «жалкие утешители» буквально означают утешители беды, или утешители, которые причиняют вред, что совершенно невозможно назвать помощью. Всё складывается с точностью до наоборот: его «друзья» еще больше ухудшают положение Иова, о чём хорошо говорится в 17-й главе книги Иова.

Восхищает и то, что даже в такое трудное время мудрость Иова не оставляет его. Он жалеет своих противников, и тем глупее они выглядят в своём неудачно выбранном амплуа об­личителей. Не оставляя попыток помочь им, Иов направляет их поиски в глубь самих себя, спрашивая о том, что побудило их так отвечать. Иными словами, Иов призывает их заглянуть в своё собственное сердце и увидеть там мотивы произнесен­ных ими слов. Обличение Иова — это не обличение «друзей», не он выступил в роли обвинителя, поэтому не ему и краснеть, отвечая им откровенностью на откровенность. К тому же на неправду, которая неудержимо лилась из уст его «друзей», не­обходимо было как-то отвечать, и Иов не постеснялся это сде­лать. Он смело указывает им на черствость их сердец, изобли­чает их в злорадстве, а их слова приравнивает к пустому звуку: «…неприятель мой острит на меня глаза свои. Разинули на меня пасть свою; ругаясь, бьют меня по щекам: все сговорились против меня. Предал меня Бог беззаконнику, и в руки нечестивым бросил меня» (Иов. 16:9–11). Даже страшно подумать, что Иов здесь говорит о своих «друзьях».

И всё же, несмотря на весь этот букет проблем, Иов не разу не подумал о том, чтобы переложить причину их появления на других людей, в отличие от того, как это делали «друзья», на­ходившиеся в гораздо лучших условиях, чем он сам. Да, Иов не понимает, что происходит, он вопрошает и сокрушается, он даже ошеломлен и подавлен тем, что Господь допустил в его жизни. «Я был спокоен; но Он потряс меня; взял меня за шею и избил меня, и поставил меня целью для Себя» (Иов. 16:12). Но он никого не винит, в том числе и Бога, а прочитанные нами толь­ко что откровенные слова Иова — истинная правда, которую Иов ощутил лично на своей собственной шее. Ведь Господь, действительно, избрал его в качестве Своей цели, и в Его вла­сти, как мы помним, было допустить, чтобы Иов был избит. По­этому нам не нужно стесняться этих резких слов, пытаясь как бы оправдать Бога и представить Его розовым и пушистым.

Мы должны принять возможность такой ситуации в своей собствен­ной жизни и смириться перед Его волей, поскольку мы — всего лишь глина, а он Творец, созидающий из нас достойное. Поэто­му вышеупомянутые слова Иова никак нельзя назвать отступ­ническими, наоборот, они являются самой настоящей твердой позицией, несмотря на множество возможностей усомниться в их правоте, что является верным признаком гарантированной победы в будущем. «Лицо мое побагровело от плача, и на веждах моих тень смерти. При всем том, что нет хищения в руках моих, и молитва моя чиста» (Иов. 16:16,17). Иов твердо продолжает верить в правоту своего пути, зная о том, что нет лицемерия в его поступках, а сердце его искренне перед Богом. Так оно и есть на самом деле.

С этой позиции становятся понятными и его следующие слова, которые, казалось бы, имеют совсем не жизнеутверж­дающую позицию. Только до конца верующий человек может пророчески увидеть в любом трагическом положении любящую и спасающую руку Бога, как это сделал Иов, разглядев за пеле­ной страданий и предательств искупительную жертву Иисуса Христа, в которой он так сильно нуждался. Интуитивно ища Христа, Иов знает, кто в состоянии заступиться за него и по-настоящему помочь ему в этой беде. «И ныне, вот, на небесах Свидетель мой, и Заступник мой в вышних! Многоречивые друзья мои! К Богу слезит око мое» (Иов. 16:19,20). Поэтому слова Иова никогда не были пустыми. Да, это были слова человека, попав­шего в большие трудности, находящегося в тяжелом отчаянии, но при этом праведника, продолжающего верить и твердо идти путём правды. Иов особо подчеркивает, что «слезит око» его не к друзьям или каким-то там случайным утешителям. Нет, его настоящий утешитель и заступник — на Небе, а значит, он ждёт лишь Его ответа. Многоречивые друзья не интересуют Иова, равно как не интересует его и их суетное мнение, потому что цель праведника — Господь. Поэтому всё, что происходит с ним, — это только отношения между праведником и Богом.

В результате именно таких отношений мы имеем в Ветхом Завете самые что ни на есть Евангельские строки, которые отражают полнейшую нужду попавшего в беду человечества в Христе-посреднике: «Заступись, поручись Сам за меня пред Собою! иначе кто поручится за меня?» (Иов. 17:3). И как бы в ответ мы читаем уже в Новом Завете следующие слова: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1 Тим. 2:5). Заметим, однако, что та благодать испытаний от Господа, что родила такие близкие отношения Иова и Бога, в глазах его «друзей» выглядела лишь как кара за согрешения Иова. Они — люди закона — не в состоянии были постичь смысла иных, я бы сказал, сокровенных отноше­ний, которые могут возникнуть между Богом и человеком бла­годаря каким-то особым вещам, которые Бог допускает только в жизни особо избранных Своих чад.

И в наше время многие, подобно «друзьям» Иова, совершенно не предполагают, что, оказывается, благодать — это не обязательно спокойная и безмятежная жизнь, которую обеспечивает нам Бог, ограждая от всех бед, в обмен на какие-то хорошие дела или даже просто потому, что Бог есть любовь. Нет, тогда бы мы не читали в Библии строки, которые писал в свое время апостол Павел в наставление Титу: «Итак укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом» (2 Тим. 2:1). Благодать — это не какой-то укрытый от стихий этого мира парник, где выращиваются бледные тепличные по­мидоры, которые в реальной жизни не способны противосто­ять ни ветру, ни засухе, ни холодам.

Благодать от Бога — это всё то, что содействует человеку ко спасению, то есть конечному и главному благу Царствия Небесного. Туда же входят и ис­пытания, которые созидают наш дух и не дают нам заснуть, закаляя нас как настоящих воинов Христовых. В благодати можно не только отдыхать и блаженствовать, — чего Бог также не лишает Своих детей — но и укрепляться через испытания, делая свои отношения с Отцом Небесным всё более прочными.

«Друзья» же, по своему незнанию Бога (в чём их позднее обличит Сам Господь), продолжали убеждать Иова в обратном, преломляя всё происходящее через призму своих испорченных сердец. Но Иов упорно стоял на своём и, не соглашаясь с их ин­терпретацией, продолжал оставаться для них камнем преткно­вения, который молча лежал и обличал их своей неуклонной правильностью. Быть может, поэтому, где-то даже неосознан­но, они пытались скинуть этот камень, стараясь заглушить ис­точник раздражения своей совести, подливая своими укорами масло в огонь страданий Иова. Эти люди, пытаясь предста­вить собственную проблему лицемерной совести и обманутого сердца, которую вскрыл данной ситуацией Господь, лишь про­блемой Иова, на деле только усугубляли с каждым разом своё положение, как некогда близкие друзья Иова.

В итоге в 17-й главе книги Иова мы читаем совершенно не­лицеприятные отзывы, которые даёт о своих друзьях уставший Иов. Наслушавшись их угнетающих и лицемерных речей, он открыто уличает их в очевидном фарисействе, называя их гро­бами: «…гробы предо мною. Если бы не насмешки их, то и среди споров их око мое пребывало бы спокойно» (Иов. 17:1,2). Так же позднее высказался и Иисус, срывая маску с лицемерных свя­щенников Своего времени: «Горе вам, книжники и фарисеи, ли­цемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой не­чистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» (Мф. 23:27,28). Как все похоже… Начиная со времён Каина из эпохи в эпоху пере­текает сей грех, заражая сердца людей в геометрической про­грессии. Остается только догадываться, каких гигантских раз­меров он достиг сейчас, во времена, предшествующие второму пришествию Христа, если во времена Его первого пришествия этим грешили без зазрения совести многие и даже священнослужители.

Именно это удручает Иова, и он не стесняясь говорит об этом в лицо своим «друзьям», предупреждая о незавидной уча­сти детей таких предателей: «Кто обрекает друзей своих в добычу, у детей того глаза истают» (Иов. 17:5), «Изумятся о сем правед­ные, и невинный вознегодует на лицемера» (Иов. 17:8). У насто­ящих друзей другое поведение: они выручают, они верны при любых обстоятельствах, они не оставляют друга на растерзание стихии, и уж тем более не добивают его за компанию, добавочно посыпая своими укорами словно солью открытые раны ис­пытуемого. Потому и изумятся праведные о таком предатель­стве тех, кого когда-то они назывались друзьями.

Как можно выдержать всё это и не сдаться, и можно ли в таких условиях вообще продолжить путь, тем более в правиль­ном направлении? Ответ на эти вопросы дает сам Иов, и он звучит однозначно просто: можно. «Но праведник будет крепко держаться пути своего, и чистый руками будет больше и больше утверждаться» (Иов. 17:9). И об этом следует поговорить от­дельно, так как здесь сокрыт удивительный секрет праведника, который идёт и не спотыкается, а если и спотыкается, то встаёт и доходит до конца. Так же с уверенностью шёл и апостол Па­вел, говоря: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» (2 Тим. 4:7,8). Это и есть наиважнейший секрет утвержденной правды, который чудес­ным образом открывает нам Библия через жизнь Иова и мно­гих других Божьих помазанников.



наверх