Твердыня Мардохея – дерзновение и помазание
Еще один уникальный образец твёрдости человеческого духа можно найти в книге Есфирь. Пример жизни Мардохея восхищает и в то же время немного настораживает. Дело в том, что после чтения этой книги порой возникает вопрос: а нужна ли вообще была такая твердость? И твердость ли это была, уж больно она похожа на упрямство? Однако, взвесив данное поведение Мардохея с позиции правды, или, другими словами, с позиции Божьего замысла, можно без труда распознать в этом достойную подражания твёрдость духа.
Много ли нам известно о том, что производит Господь через судьбы других людей? Практически ничего. Поэтому и вторгаться со своим поучением в жизнь других людей, когда видишь там нечто непонятное (как поступали «друзья» Иова и, скорее всего, близкие Мардохея), чрезвычайно опасно, потому что, слепо преследуя, прежде всего, свои интересы, можно легко оказаться противником Божьего замысла. Ведь что стоило Мардохею поклониться Аману, как это сделали все остальные иудеи? Как вы думаете, друзья Мардохея, видя, насколько раздражен был таким несмирением Аман, не отговаривали своего товарища? «Для чего тебе подводить всех нас, Мардохей? Что ты хочешь доказать, показывая свой несговорчивый характер?», – говорили они. И, действительно, к чему привело такое упорное и бессмысленное в глазах многих его соратников противостояние? На первый взгляд ни к чему хорошему.
Аман, ненавидевший Мардохея, узнал, из какого он племени, и, воспользовавшись обманом, выпустил от имени царя Артаксеркса указ об уничтожении иудеев. Однако Господь, предвосхитив ситуацию посредством царицы Есфирь (которая была двоюродной сестрой Мардохея), обратил день сетования иудеев в день радости. Незначительно пострадав, они смогли уничтожить всех своих врагов где бы те ни находились, так как заранее знали об их намерениях благодаря указу Амана. И прошёл сильный страх по всей Мидо-Персидской империи перед иудеями, да такой, что многие из начальников захотели стать иудеями. Это была полная победа иудеев, которая подготовила благоприятную почву для окончательного их возвращения в землю обетованную. Теперь же это событие отмечается в народе как великий праздник Пурим. Вот вам и твёрдость, благодаря которой был прославлен Бог, а Мардохей был поставлен вторым лицом в государстве, что однозначно способствовало возвращению его народа из плена, как и предсказывал ранее через Своих пророков Господь.
В лице Амана и Мардохея столкнулись упрямство, движимое человеческим вожделением, и твёрдость, движимая совестью и верой от Бога. Однако откуда Мардохей мог знать, что он правильно поступает? Читая книгу Есфирь, очень трудно понять, о чём думал Мардохей. Но всё же можно достаточно точно утверждать, что он старался делать то, что должен был делать на его месте каждый верный иудей того времени, ибо совесть его не осуждала его, и в сердце его был мир, который придавал Мардохею силы. Подобное состояние хорошо описывает пророк Исаия: «Твердого духом Ты хранишь в совершенном мире; ибо на Тебя уповает он. Уповайте на Господа вовеки, ибо Господь Бог есть твердыня вечная» (Ис. 26:3,4). Ранее мы уже затрагивали тему мира в сердце, но в духовной сфере это настолько важное и актуальное состояние, что с ним мы будем встречаться чуть ли не каждый раз, когда будем разбирать причины многих неудач как одной личности, так и Церкви в целом.
Если мир — это результат творимой правды, как мы это выяснили раньше, то согласно словам Исаии прийти он может только в том случае, если наш дух твёрд. Мир будет одновременно и свидетельством правильного пути, и плодом Духа, и новым стимулом для дальнейшего движения, а также более прочного утверждения в том звании, которое избрал для нас Господь, как об этом говорил апостол Пётр. Давайте ещё раз прочитаем эти замечательные, полные сакрального откровения строки Священного Писания: «Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание: так поступая, никогда не преткнетесь, ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2 Пет. 1:10,11).
На примере жизни Мардохея мы видим, что человек, твёрдо исполняющий правду, имеет в себе ещё одно важное и неотъемлемое качество — дерзновение, которое скорее является производным твёрдости. Причём речь идет о дерзновении не только по отношению к людям, но и к Богу. «Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он» (1 Ин. 4:17). Твёрдо идущий человек нисколько не сомневается в своих действиях, потому что они основаны на вере и подкреплены делами, подобными тем, что делал Христос. А если это так, то дерзновение такого человека распространяется не только на день суда, но и на всё, что он делает во славу Божью, будучи уверен, что Господь не замедлит и вовремя поможет ему. «Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» (Евр. 4:16). В пример этих строк мы имеем жизнь Илии, на долю которого пришлось страшное отступление Израиля. Как ревнитель истины он дерзновенно отстаивал правду, исполняя её, прежде всего, в своей собственной жизни.
«Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною. И вот по чему узнаем, что мы от истины, и успокаиваем пред Ним сердца наши; ибо, если сердце наше осуждает нас, то кольми паче Бог, потому что Бог больше сердца нашего и знает все. Возлюбленные! если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу, и, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним» (1 Ин. 3:18–22). Илия поступал по истине и делами доказывал существование Бога в своей жизни. Он любил свой народ и удалялся от греха, благодаря чему знал, что он — от истины. Он успокаивал своё сердце перед Господом, зная Его лично как своего Спасителя и Утешителя.
Как может осудить сердце такого человека, если он всем своим естеством стремится к Богу и жаждет Его? Как может осудить сердце, когда Дух Божий ведёт тебя, и ты чувствуешь все Его мысли и чаяния? Желания Духа Святого становятся твоими желаниями, огорчения Духа Святого — твоими огорчениями. Неужто Господь хотел в человеке увидеть что-то иное? В конце концов сможет ли Господь подвести Самого Себя, не совершив того, о чём помышляет и просит ведомый Духом Святым человек?
Потому мы и читаем в Библии о дерзновении праведного Илии: «…много может усиленная молитва праведного. Илия был человек подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев; и опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой» (Иак. 5:16–18). Молитва праведного человека сильна, потому что подкреплена описанным выше дерзновением к Богу. Только близкое знание Бога может позволить человеку поступать в мире столь дерзновенно и столь же дерзновенно говорить от имени Всевышнего. «И сказал Илия Фесвитянин, из жителей Галаадских, Ахаву: жив Господь, Бог Израилев, пред Которым я стою! в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову» (3 Цар. 17:1). Воистину, это дерзновенно — сказать так, но если это не подкреплено силою Духа Святого, и человек говорит от самого себя, то такое дерзновение, скорее, можно назвать дерзостью и глупостью, которая неминуемо оборачивается позором.
Однако мы так и не нашли ответа на невольно поднятые апостолом Петром вопросы. Каким образом делать наше звание и избрание всё более и более твёрдым, чтобы нам, как и Илии, не претыкаться и в итоге иметь такой же свободный доступ в Царство Небесное, как это произошло с тем же пророком Илией, когда в конце жизненного пути его на Небеса вознесла посланная Богом огненная колесница? Какие конкретные меры необходимо предпринять, чтобы нам, как пророкам и апостолам, твёрдо удержаться на пути правды и довести его до конца? Ответ дает нам апостол Иоанн: «Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте. Итак, дети, пребывайте в Нем, чтобы, когда Он явится, иметь нам дерзновение и не постыдиться пред Ним в пришествие Его. Если вы знаете, что Он праведник, знайте и то, что всякий, делающий правду, рожден от Него» (1 Ин. 2:27–29).
Начнем с конца этого текста, а точнее с золотых слов, раскрывающих перед нами смысл рождения свыше. Иоанн авторитетно заявляет, что от Бога рожден только тот, кто делает правду. Это утверждение в корне подмывает многие надуманные доктрины о спасении, предписывающие человеку делать то или иное. Никому, кроме Бога и самого человека, не в силах определить, что есть правда в конкретной ситуации для конкретной личности. А значит, может случиться так, что любой, даже тот, кто когда-то нас чем-то обидел или, как нам казалось, мешал, но при этом шёл твердо, спокойно может оказаться в числе спасенных в отличие от тех, кто постоянно был чем-то недоволен. Итак, неторопливо углубляясь в послание Иоанна, мы подошли к ответу на наш следующий вопрос: что необходимо для того, чтобы распознать свой путь правды и основательно утвердиться на нём?
Ответ мы находим всё в тех же строчках из послания Иоанна. И он звучит следующим образом — помазание! Неслучайно в этой части послания учение о помазании предваряет золотой стих о правде и рождении свыше. Иоанн написал так потому, что действие помазания, которое должно в нас пребывать, в конечном счёте, преследует цель по-настоящему и окончательно родить нас от Него. Оно становится как бы двигателем творимой нами правды, если мы твёрдо следуем этому помазанию. Итак, Слово Божье утверждает, что каждый рождённый свыше имеет от Господа определённое помазание, и именно оно должно учить нас всему тому, что содержит в себе путь правды. Самое близкое, с чем мы можем сравнить помазание, — это вдохновение. Как некогда сказала французская поэтесса и монахиня, сестра знаменитого религиозного деятеля и ученого Блеза Паскаля, Жаклин Паскаль: «Вдохновение — это дыхание Духа Святого». Оба явления находятся в разряде интуитивных и используются нами как бы по наитию. Но если вдохновение может быть вполне определенным и при этом иметь довольно тонкий и быстротечный характер, то помазание — это нечто фундаментальное и неизменное, определяющее как стратегическую суть действий, так и способ реализации этих действий.
В то же время помазание, как и истинное вдохновение в своём совершенном виде может инициировать только Дух Святой, Который входит в наше сердце лишь тогда, когда мы искренне каемся и осознанно отказываемся от прежнего неверного образа жизни. Иными словами, покаяние, благодаря которому мы впускаем в свою жизнь Иисуса Христа, открывает нам новое видение и направление. Отказ от старой греховной жизни и мирских интересов происходит также и еще по одной невидимой глазу причине. Эту причину Слово Божье описывает следующим образом: «Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем…» (1 Ин. 3:9). Следовательно, принимая Христа, мы принимаем с Ним и некое семя, которое помогает нам отказаться от старого образа жизни. Это СЕМЯ и есть освященное помазание, которое пребывает в нас и преобразовывает наши мысли, придавая нашей жизни новый смысл. Результатом такого чуда становится новый самостоятельный путь, зависимый только от Бога и называемый путем правды.
Однако, несмотря на такой прекрасный подарок от Бога, многие родившиеся свыше христиане долгое время, если не всегда, так и продолжают оставаться под детоводительством либо законов или традиций, либо самих людей, не имея, на самом деле никакой нужды двигаться в помазании. Будет ли являться такое «рождение» настоящим рождением свыше, если мы так и не сможем понять, в чём состоит правда нашей жизни и каким образом ее осуществлять на практике с помощью помазания? Я думаю, вряд ли. Помазание, которое не учит нас всему необходимому и не ведёт, как вдохновение направляет поэта, — это мёртвое помазание. С такими людьми получается, как в известной поговорке: «Куплю билет и назло кондуктору пойду пешком».
Уверовав когда-то в Господа, они опрометчиво проигнорировали помазание или, как это часто бывает, обменяли этот замечательный дар на какой-нибудь другой посторонний голос, который определяет теперь их мысли и ход жизни. Но не старший брат и не мудрец с пастором должны определять движение повзрослевшего человека, а помазание, которое мы получаем лично от Иисуса Христа. Только тот по-настоящему рожден свыше, кто, по словам апостола Иоанна, не перестает быть научаем помазанием, полученным от Бога для реализации его в делах правды.
Настойчиво советуя пребывать нам в том, чему нас научило помазание, Иоанн говорит именно о твердой позиции, дарованной нам от Бога. Но отчего же тогда он просит пребывать не в самом помазании, а в том, чему оно научило нас? Объясняется это тем, что само помазание как дар свыше никуда не пропадает, — оно, если можно так выразиться, предусмотрено в жизни каждого человека — нам лишь даётся на выбор либо учиться от него, либо пренебрегать им. Конечно, путь правды как результат действия помазания соблюсти не всегда легко, и это видно на примерах жизни Иова, Давида, Илии, Мардохея, Павла и Петра. Потому и призывает нас апостол Петр, встречавший на своём нелегком пути немало жизненных препятствий, всё более и более утверждаться в своём звании и призвании, чтобы нам не преткнуться и не упасть. Этим он вторит Иоанну, правда, с одной лишь только разницей: помазание он заменяет на призвание, что, впрочем, не меняет сути, поскольку всё это звенья одной цепи. «Итак вы, возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения» (2 Пет. 3:17).
Первое, на что нацелено любое заблуждение, — это лишить нас необходимой твердости на нашем пути, а затем и подавно отвлечь от него. Любой человек, идущий нетвердо, как мы знаем, рано или поздно отпадет от своего призвания, свернув на путь неправды. Поэтому заблуждению сначала достаточно лишь размягчить позицию праведника, как бы лишив его твердой основы, или «каркаса», благодаря которому мы можем создать то самое особенное течение, о котором упоминал Павел. Ну а следующее за этим разложение само отторгнет человека от правды, на которой некогда стоял праведник.
Далее Иоанн, называя такое твёрдое пребывание во Христе – научающим нас призванием, напрямую связывает его с дерзновением перед Богом. Давайте еще раз прочитаем, как он это формулирует: «…но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте. Итак, дети, пребывайте в Нем, чтобы, когда Он явится, иметь нам дерзновение и не постыдиться пред Ним в пришествие Его» (1 Ин. 2:27,28). Есть ли в этой последовательности смысл? Есть, если только человек принимает это утверждение как реальность и начинает на деле стремиться к ней. Что в конечном счете это может означать для человека?
Рождаясь свыше, человек обновляется духом ума, то есть происходит своего рода ментальная революция: перед ним кардинально меняется весь расклад сил, в результате чего на первые позиции выходит Господь со Своим замыслом. Но человек не сможет проявить своё стремление к новым целям, если у него не будет дерзновения. Бог же, будучи заинтересован в появлении такого качества у человека, Своим Духом даёт его всем, кто чист сердцем. Только дерзновение в силе утвердить нас на прямом пути, поскольку открывает возможность подойти настолько близко к Богу, насколько близко может подойти сын к отцу. Именно такая близость и позволяет слышать голос любимого Отца, быть полноценным участником Его замысла, что в итоге открывает перед нами свободный доступ в Царство нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа.
И как только мы осознаем, что помазание, пребывающее в нас, есть Иисус, оно незамедлительно становится нашей реальностью. Мы тут же начинаем получать свидетельства на примере нашей собственной жизни в том, как оно плодовито развивается в нас, а Господь не забывает и лично прикладывает к тому всё необходимое: «Ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих: на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею» (Пс. 90:11,12). Даже если весь мир ополчится против нас, и плоть наша изнеможет, наша твердость и сила никуда не денутся, потому что они находятся теперь не в этом мире и не в этой плоти. «Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек» (Пс. 72:26). Являясь нашей частью в виде помазания, Он всегда будет в нас твердыней, которую никто не одолеет, и даже если ослабеем, Он поддержит нас и даст нам сил.
Итак, какой мы можем сделать вывод из всего вышесказанного? Стоит нам только принять и твёрдо ступить на путь, который указывает нам помазание, тогда ничто не способно будет приткнуть или сбить нас с пути. Все — и противление (будь то бесовское или человеческое), и неудачи, и испытания, и препятствия, равно как и благословения, и успех, и слава, и вдохновение и любые другие обстоятельства жизни — лишь только будут подтверждать и доказывать нам правильность выбранного нами пути, удостоверяя собой правду нашей жизни. Именно так учит и такое духовное действие оказывает на наш внутренний мир помазание, в учении которого мы постоянно должны пребывать.