1. «...идущего ПУТЁМ ПРАВДЫ Он любит» (Пр. 15:9)

    читать книгу





  2. «...идущего ПУТЁМ ПРАВДЫ Он любит» (Пр. 15:9)

    читать книгу

    Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими. (Евр.12:3)




  3. «...идущего ПУТЁМ ПРАВДЫ Он любит» (Пр. 15:9)

    читать книгу

    Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми. (Рим.14:9)




  4. «...идущего ПУТЁМ ПРАВДЫ Он любит» (Пр. 15:9)

    читать книгу

    Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь - Он воскрес, как сказал. (Матф.28:5,6)




  5. «...идущего ПУТЁМ ПРАВДЫ Он любит» (Пр. 15:9)

    читать книгу

    Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились. (1Пет.2:24)




  6. «...идущего ПУТЁМ ПРАВДЫ Он любит» (Пр. 15:9)

    читать книгу





  7. «...идущего ПУТЁМ ПРАВДЫ Он любит» (Пр. 15:9)

    читать книгу

    Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом (1Пет.3:18)




  8. «...идущего ПУТЁМ ПРАВДЫ Он любит» (Пр. 15:9)

    читать книгу

    И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу, и говорили: радуйся, Царь Иудейский! (Иоан.19:2,3)




  9. «...идущего ПУТЁМ ПРАВДЫ Он любит» (Пр. 15:9)

    читать книгу

    Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. (1Кор.15:20)




  10. «...идущего ПУТЁМ ПРАВДЫ Он любит» (Пр. 15:9)

    читать книгу

    Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом (2Кор.5:21)




  11. «...идущего ПУТЁМ ПРАВДЫ Он любит» (Пр. 15:9)

    читать книгу

    В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши (1Иоан.4:10)




  12. «...идущего ПУТЁМ ПРАВДЫ Он любит» (Пр. 15:9)

    читать книгу

    Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились (Ис.53:5)
Жить так, как вы хотите - это не эгоизм. Эгоизм - это когда другие должны думать и жить так, как вы хотите. © Оскар Уайльд

Мы в социальных сетях



ГлавнаяО ПРАВДЕСмирение и кротость

Смирение и кротость

Немало примеров кротости нам преподает и Павел: «Нико­го не злословить, быть не сварливыми, но тихими, и оказывать всякую кротость ко всем человекам» (Тит. 3:2). Если «кротость ко всем человекам» понимать в данном случае как смирение перед всеми людьми, то совет Павла оказывается, скорее, вред­ным, чем полезным: смирение перед всеми подряд не может отвечать интересам правды, поскольку тогда придется сми­ряться не только перед мудрыми учителями, но и перед про­тивниками правды или просто глупыми людьми. При этом просьба, не путать смирение с послушанием, потому что послу­шание допускает наличие собственного мнения, а смирение подразумевает за собой абсолютное внутреннее согласие с тем, перед кем мы смиряемся. Это хорошо видно на примере Хри­ста, когда Он молится Отцу: «…впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22:42).

В самом корне слова «смирение» заложено слово «мир», смысл которого — быть с миром, то есть не иметь абсолютно никаких противоречий с тем, перед кем ты смиря­ешься. А если это полное согласие воли того, кто смиряется, с желанием того, перед кем смиряются, то такой личностью, которая нас смиряет, в нашей жизни может быть только Бог, поскольку Он создал нас и назначал нам путь. Смирение перед Богом не приходит через насилие — ведь невозможно назвать насилием поведение пастыря, когда тот пасёт своё стадо и зна­ет, где находится то, что необходимо овцам. Зато смирение пе­ред людьми, не ведающими о высшем, скрытом от них предна­значении человека (особенно если это состояние постоянное), может привести личность к деградации, а также к потере ей до­стоинства и подавлению всякой духовной инициативы. В таком случае легко можно начать исполнять не Божью волю, но волю человеческую.

Смирение перед людьми есть смирение ложное, поскольку сдвигает акценты с подчинения Богу на бездумное подчинение людям-манипуляторам, а это неминуемо ведет на путь неправды. Совратиться могут все: и те, кто думают, что они орудие для смирения других в руках Бога, и те, кто сами смиряются, возводя таким образом людей или обстоятельства, действующие в их жизни, в ранг идола или посредника, вста­ющего на место Бога. Да, человек может стать орудием смире­ния в руках Бога, но независимо от самого себя. Как только он это замечает и начинает думать о себе, как о имеющем власть, можно считать, что в тот самый момент происходит незримая катастрофа обольщения, возносящая его над своим братом или сестрой.

Эти проблемы всегда преследовали Церковь как в отноше­ниях между её лидерами и паствой, так и в отношениях между простыми христианами. Более глубоко эту проблему мы рас­смотрим в главе «Духовные болезни тела Христова». Сейчас же добавлю, что недобрую роль в этом плане сыграл неточный перевод слов апостола Павла в Послании к Евреям. Именно из-за этой ошибки во многих церквях и поныне царствует лож­ный дух смирения, который насаждается недобросовестными учителями и лидерами. «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет…» (Евр. 13:17).

Безусловно, я не соби­раюсь подрывать авторитет лидеров внутри Церкви, равно как не вижу в этом точном прочтении никакого нового учения. Однако авторитет Слова Божьего для нас должен быть превыше всевозможных амбиций и закоренелых ложных учений. Что же в действительности подразумевал Павел, когда писал эти рекомендации еврейской церкви? Слово, переведенное с греческого как «повинуйтесь» или «покоряйтесь», на самом деле в оригинале означает «убеждать кого-либо сделать что-либо по доброй воле» или просто «убеждать». В результате смысл всей фразы Павла приобретает совсем другое значение. Здесь вовсе не говорится о слепом по­слушании и подчинении, тем более с помощью силы, но о воздействии силой кроткого убеждения. Именно такое наставничество яв­ляется настоящим, и оно нуждается в больших усилиях, пото­му что требует от наставника показывать пример постоянного хождения с Духом Святым, а не общепринятый шаблонный или законнический подход.

Хочу обратить ваше внимание на выражение «пекутся о душах ваших», что говорит буквально о материнской заботе наставников. А это невозможно, если кто-то в своё время не проявил бы заботы о самом наставнике, чтобы затем всякий, наставляемый им, имел в его лице достойный пример для подражания. И этот кто-то в данном случае не просто предыдущий наставник, но и Сам Дух Святой, воспитывающий и неусыпно пекущийся о нашем пути правды.

«Я же, Павел, который лично между вами скромен, а заочно против вас отважен, убеждаю вас кротостью и снисхождени­ем Христовым» (2 Кор. 10:1). Человек кроткий — это человек, всегда владеющий собой. Он знает, когда надо быть гневным, а когда не надо. Он терпеливо сносит причиняемое ему зло, но всегда готов прийти на помощь обиженным людям. Также это чело­век, который никогда не гневается на лично причинённое ему зло, однако справедливо гневается, когда зло причинено другим или попирается Божья правда. Поэтому апостол Павел в самом начале 10-й главы Второго послания к Коринфянам говорит нам, что гневается он не из чувства оскорбленного личного до­стоинства, как написал в своих комментариях известный богослов Уильям Баркли, а в духе твёрдой кротости Иисуса Христа.

Возьмем, к примеру, Моисея, который «был человек крот­чайший из всех людей на земле» (Чис. 12:3). Уже хотя бы тот факт, что он смог возглавить и вывести многомиллионное общество бывших рабов, а потом вести их по пустыне, помогая Богу ме­нять их старый рабский менталитет на свободное сознание Божьих наследников, говорит о том, что для этого необходимо было иметь великий дар кротости. Такого человека невозмож­но было спровоцировать на личные обиды или раздражение, он был кроток перед людьми, потому что был смирен перед Бо­гом. Однако и ему приходилось проявлять недюжинную твёрдость и порой даже гнев, решительно и беспристрастно пресекая грех. Тем не менее всё это не было всплеском эмоций. Моисей негодовал, судил и не раз жестко наказывал людей, пресекая их грехи (не теряя при этом внутренний Божий мир), когда у народа «срывало тормоза» и они, совращаясь на путь неправды, грешили, попирая Закон и уничижая Бога. Но когда же Ма­риам и Аарон начали упрекать Моисея, ставя под сомнение его богоизбранность, он даже не подумал вступиться за себя, крот­ко промолчав, так что Сам Господь вынужден был вступиться за него (Чис. 12).

В то же время, когда Моисей не сдержал эмоций и в соб­ственном раздражении стукнул по скале, не явив святости Бо­жьей, Господь тут же отреагировал на это наказанием (Чис. 20). Высокий уровень ответственности подразумевает и более стро­гое следование путём правды, что прежде всего проявляется в кротости. Без этого наиважнейшего качества не может состояться ни один лидер от Бога, дабы он мог, в заботе о народе, как и Моисей, сказать: «… если я приобрел благоволение в очах Твоих, то молю: открой мне путь Твой, дабы я познал Тебя, чтобы приобрести благоволение в очах Твоих; и помысли, что сии люди Твой народ» (Исх. 33:13).

Еще один пример кротости Иисуса Христа, на который указал мне Господь, хорошо пророчески описывает Иеремия: «А я, как кроткий агнец, ведомый на заклание, и не знал, что они составляют замыслы против меня...» (Иер. 11:19). Именно при­верженность правде в духе кротости повела Спасителя на Крест, где «Он истязуем был, но страдал добровольно, и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» (Ис. 53:7). Никто не смог бы понести вину других людей, и никто не смог бы вступиться за падшего человека и выне­сти боль и позор, как только Христос с Его совершенной кротостью, явленной нам на Голгофском Кресте. Как некогда, предвос­хищая Своё служение, Иисус в духе кротости ответил Иоанну Крестителю, который справедливо заметил, что ему надобно креститься от Христа, а не Христу от него, так и в конце Своего служения без обид и обвинений, зная, что Он творит высшую правду, Спаситель взошёл на Крест.

Иисус не был одержим мыслью, что Он главнее, чем Иоанн, и что тот, по сути, прав, преклоняясь перед Ним и признавая Его авторитет. «Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его» (Мф. 3:14,15). Безус­ловно, Иисусу Христу можно было думать и так: «Действитель­но, ведь я Мессия, в Моих руках жезл правоты — жезл Царства Божьего. Не должно мне получать крещение от человека». Но нет, правда — такая непонятная поначалу, но такая очевидная в конце, которую Спаситель вознамерился показать народу, подразуме­вала полное посвящение замыслу Бога-Отца и служение лю­дям, в которое Он входил посредством крещения в Иордане. Господь настолько полюбил человека, что Он кротко принял не только крещение, но и смерть от руки его. Невозможно быть кротким, испытывая ненависть или даже незначительное раз­дражение к людям. Только любящий человек согласится при­нимать любую несправедливость от ближнего по отношению к себе как дар, который впоследствии поможет спасению этого ближнего. В этом и состоит служение всякой правды, о которой говорит Христос!

На Кресте, где страдал Сам Господь, несправедливо неся на­казание всего мира, было исполнено самое главное, то, к чему так стремился Бог, — оправдание человека. Этой цели была посвящена вся жизнь Иисуса Христа, которую Он положил на служение и помощь людям, совершенно не думая о Себе. По­казывая нам пример через Свою жизнь, Иисус Христос никогда не смирялся перед людьми, но был весьма кроток перед ними, тем самым заботясь о главном деле Своей жизни — оправдании. Именно оно, будучи краеугольным и основополагающим ком­понентом в отношениях между человеком и Богом, является своего рода спусковым механизмом для человека, решившего­ся ступить на путь правды. Оно является очень важным основанием в жиз­ни верующего человека, поэтому в дальнейшем мы обязательно вернёмся и посвятим этой теме специальную главу: «оПРАВДАние». В ней же мы разберем и что означает для нас подобное основание, и что мо­жет произойти, в случае если не иметь оправданного и омытого Кровью Иисуса Христа сознания.

«Препояшь Себя по бедру мечом Твоим, Сильный, славою Твоею и красотою Твоею. И в сем украшении Твоем поспеши, воссядь на колесницу ради истины, и кротости, и правды, и десница Твоя по­кажет Тебе дивные дела. Остры стрелы Твои; — народы падут пред Тобою; — они — в сердце врагов Царя. Престол Твой, Боже, вовек; жезл правоты — жезл царства Твоего. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие...» (Пс. 44:4–8). Пророчески описы­вая Спасителя и Его Церковь, весь псалом, в сущности, явля­ется песней любви к Тому, Кого с таким желанием и надеждой ожидал Израиль. Слова «поспеши, воссядь на колесницу» могут означать лишь одно призыв отправляться скорее в путь. Далее мы читаем, зачем отправляться: ради истины, крото­сти и правды! Этот триумвират, о котором мы еще поговорим, определяет суть служения Иисуса Христа. Явив Собою исти­ну, в жизни Он подтверждает её правдой, творимой в кротости. Лишь благодаря кротости люди могут видеть, как Он, а значит и мы вместе с Ним на самом деле любим правду и ненавидим беззаконие.



наверх