Учережденческий метод Иофора
«Вас же, овцы Мои, — так говорит Господь Бог — вот, Я буду судить между овцою и овцою, между бараном и козлом» (Иез. 34:17). Как только разговор заходит о пастве, с самого начала обращает на себя внимание тот факт, что Пастырь для суда подразделил Свое стадо на три категории: овец, баранов и козлов. Что интересно, заявляя о суде между бараном и козлом, Господь не объясняет нам, в чём заключается причина такого суда, несмотря на то, что далее Он весьма доходчиво раскрывает проблему отношений между овцами. На мой взгляд, всё потому, что причина заключается в самом факте присутствия в стаде козла. Дело в том, что баран, будучи овцой мужского пола, по своему природному положению является лидером в определенном, естественном для него круге. Так всегда было и так должно быть: всё стадо по причине большого количества начинает делиться на небольшие группы, в каждой из которых обязательно должен быть свой лидер. Этот принцип успешного существования общества заложен во всех эффективных организациях на земле.
Отложим на несколько минут разговор о баранах и козлах и поговорим о принципе. На самом деле этот принцип не является идеальным и, я бы даже сказал, не является правильным для новой Церкви, исполненной Святым Духом. Господь давно уже показал Своё намерение создать возрожденный народ таким образом, чтобы каждый из народа в конечном счёте был водим посредством Духа Святого лишь одним Пастырем — Иисусом Христом. Однако из-за нашей духовной немощи мы имеем совсем не тот уклад, который хотел видеть Господь.
Сегодня мы имеем то, что создавалось ещё при Моисее, когда священник Мадиамский Иофор, заметив, что Моисей, являясь вождём народа, не справляется со всевозрастающими трудностями, посоветовал ему учредить систему управления с так называемыми тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками и десятиначальниками. Это был хороший совет, потому что должен быть кто-то, кто помогал бы Моисею вести все дела, связанные с Божьим народом. Но это был совет не от Бога. Оттого данное решение для Израильского народа и стало как бы миной замедленного действия, заложенной в отношения между ними и Богом. Замысел Бога было решено воплотить в жизнь человеческими методами. Такую форму самообмана можно назвать компромиссом между Божьей волей и человеческим противлением. Вследствие такого странного компромисса на долю всё более и более отступающего Израильского народа выпало немало бед и страданий. Суть всего трагизма и последующих за ним бед состоит в том, что они отвергли не просто замысел Бога о себе, они тем самым отвергли Самого Бога.
Уже через несколько веков история Израильского народа довела этот компромисс до своего логического конца. Люди не желавшие владычества над собой Бога возжелали владычества над собой обычных грешных людей. «И собрались все старейшины Израиля, и пришли к Самуилу в Раму, и сказали ему: … поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов. И не понравилось слово сие Самуилу, … И молился Самуил Господу. И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними; как они поступали с того дня, в который Я вывел их из Египта, и до сего дня, оставляли Меня и служили иным богам, так поступают они с тобою» (1Цар.8:4-8).
Трагедия усугублялась тем, что эта система, какой бы она не казалась идеальной и налаженной, по своей сути держится режиме угнетения человека человеком, о чём собственно и предупреждал их Господь: «и восстенаете тогда от царя вашего, которого вы избрали себе; и не будет Господь отвечать вам тогда» (1Цар.8:18). Однако люди всё равно захотели царя, захотели более примитивных учережденческих отношений, нежели богодухновенного руководства над собой. Но ещё большая трагедия заключается в том, что и по сей день в устройстве Церкви мы видим всё тот же старый подход компромисса, то есть по-прежнему, не меняется главное — отношение между Богом и человеком и, как следствие, отношение между человеком и человеком. Церковь, как живое Тело Христа, где должен владычествовать Дух Святой, а между людьми царствовать живые и естественные отношения, выстроена по лекалам ветхозавтного образца.
Какая же во всём этом была заложена несостоятельность? Те, кто испытал на себе действие Духа Святого, знают: одно дело, когда организующей силой в человеке является Дух Святой, и другое, когда человека организовывает закон, как это было во времена Ветхого Завета. Закон делает людей подзаконными или, другими словами, их дух становится подчиненным букве закона. Однако рожденный свыше и идущий по пути правды человек благодаря Духу Святому сам как бы изнутри становится законным, потому что Христос вселяется в его сердце, и, как написано в 3-й главе второго послания к Коринфянам, заповеди становятся записанными уже не где-то там, на каменных скрижалях Моисея или в книге, а «на плотяных скрижалях сердца». Именно эта необычная особенность названа апостолом Павлом способностью служителя Нового Завета: «Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит» (2Кор.3:6). Особенность, которая обращена к сердцу и способна животворить благодаря действию в нас Духа Святого.
Таким образом, упование на закон неминуемо приводит к законничеству, когда на одно правило появляется другое, теперь уже человеческое, что чаще всего отводит от Христа, нежели ведет к Нему. Собственно, посредством таких человеческих правил и стала возможна незаметная адаптация Божьей воли к людским слабостям, что, по существу, явилось хитрой формой приспособленчества ко греху. В этом нет никакого прогрессивного движение к Богу, наоборот, мы видим на примере Израиля, как это приводит лишь к деградации и разрушению. Вера в таком натянутом механизме отношений человека и Бога не задействована никак.
Как бы то ни было, отказавшись общаться с Богом, Израиль всё равно не перестал нуждаться в организации своего общества. Поэтому его лидеры нашли альтернативный вариант поддержания порядка в виде жесткой вертикали, подчиняющей одного человека другому несмотря на то, что Бог Самолично хотел направлять Свой народ без участия множества посредников и законов. «Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их и напишу их на сердцах их, и буду их Богом, а они будут Моим народом. И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня. Потому что Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более» (Евр. 8:10–12).
Современная Церковь в своей основной массе продолжает использовать этот старый принцип не только по отношению к новообращенным, которые, бесспорно, до определенного времени нуждаются в непосредственном руководстве, но и ко всему, что происходит в ней. А это всё тот же ветхозаветный учережденческий метод Иофора. Из-за этого церковь становится похожа, скорее, на подразделение какого-нибудь мирского заведения, чем на подразделение Царства Небесного на земле. Как бы то ни было, мы имеем то, что имеем, и уязвимая в своём основании система всегда будет давать сбой, а значит, её необходимо исправлять в корне. По этой причине мы обязательно должны принимать все обличения от Господа, как те, что мы читаем в 34-й главе Книги Иезекииля, и прилагать максимальные усилия, чтобы исправить все ошибки и заблуждения до тех пор, пока Христос, наконец, не создаст из нас святую, без пятна и порока животворящую Церковь.