Как во дни древние
Покаявшись за грехи и за всю неправду, сделанную его народом, автор 105-го псалма просит: «Спаси нас, Господи, Боже наш, и собери нас от народов, дабы славить святое имя Твое, хвалиться Твоею славою» (Пс. 105:47). Безусловно, по милости Своей Господь собирает народ, но нас в данный момент будет интересовать ни это, а причина, по которой Господь наказывает и рассеивает Свой народ. Это необходимо знать и нам с тем, чтобы не наступать на старые «грабли» и не повторять те же ошибки, что и строптивый израильский народ. В чём состоит суть этих ошибок? Оказывается, всё сводится к одной тривиальной проблеме: народ, который называет себя Божьим, в реальности перестает быть таковым, навлекая на себя самые мрачные последствия своего отступления. «И узнают народы, что дом Израилев был переселен за неправду свою; за то, что они поступали вероломно предо Мною, Я сокрыл от них лице Мое и отдал их в руки врагов их, — и все они пали от меча» (Иез. 39:23) или «За то, что они невнимательны к действиям Господа и к делу рук Его, Он разрушит их и не созиждет их» (Пс. 27:5).
Неправда, как мы видим из приведённых выше стихов, это не просто действия, совершаемые вне Божьего замысла, но (как говорят о том Давид и Иезекииль) изначальная невнимательность или лучше сказать небрежение к действиям Бога и проявленное вследствие этого вероломство к Нему. Ничего подобного бы не случилось, если бы сердце людей не отяжелело от груза ложных сокровищ и не стало невнимательным к действиям Бога. Всё это приводит к ещё большему ожесточению сердца, и оно становится вероломным не только по отношению к Богу, но и к людям.
Что же собой представляет вероломство? Вероломство — это то же, что и предательство, измена верности или нарушение клятвы, но только уже с открытой и даже демонстративной бесцеремонностью. Человек, сотворённый по образу и подобию Божию, не может просто так пойти на такое зло. «Только это я нашел, что Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы» (Еккл. 7:29). Изначально природа человека стремиться к правде, поскольку сотворена была в праведности с целью торжества правды. Но грехопадение разрушило природу праведности в человеке. Его конечная цель теперь не просто навредить и опорочить, но довести личность человека до состояния крайнего вероломства. И такое вероломство может прийти только вследствие ожесточения сердца, что, в свою очередь, когда-то стало продуктом недовольства, раздражения, гордости, зависти, похоти и всякой другой неправды, которой человек позволил зародиться в своём сердце.
Однако Господь создал человека не просто правдивым, но и правым, то есть полностью приготовленным для исполнения определенного Божьего замысла. Это означает, что в человеке, даже не смотря на грехопадение, есть всё для этого в достаточном и совершенном виде. Ему остаётся лишь избавиться от проклятия грехопадения, очистив своё сердце и отказавшись от прежних негодных желаний и помыслов. И как же совершить в жизни столь непростой, но жизненно необходимый поворот? Конечно, только с Его помощью. Однако помощь эта будет не обычной. Библия говорит, что «сядет (Господь — от авт.) переплавлять и очищать серебро, и очистит сынов Левия и переплавит их, как золото и как серебро, чтобы приносили жертву Господу в правде. Тогда благоприятна будет Господу жертва Иуды и Иерусалима, как во дни древние и как в лета прежние» (Мал. 3:3,4).
Господь, понимая всю сложность данного процесса для человека, и то, что в большинстве случаев мы не в состоянии будет сами инициировать подобное принесение жертвы, обещает Сам лично помочь нам в этом деле. И помощь эта будет состоять в том, что Он сядет и, не торопясь, раз за разом начнёт очищать Своё серебро, то бишь нас, тщательно переплавляя его. Итак, мы снова встречаемся с предупреждением, которое в Новом Завете апостол Пётр донёс до нас в словах о суде, которому надлежит начаться с Дома Божьего. Однако помимо предупреждения пророк Малахия даёт нам ещё и некий ключ: он утверждает, что цель переплавки заключается в том, чтобы мы, принеся жертву, впоследствии смогли творить правду так, как это делали Божьи праведники «во дни древние и лета прежние». Далее в 4-й главе пророк Малахия объясняет нам, почему Господь хочет увидеть в Своём народе то же, что Он видел «во дни древние и лета прежние».
Для того чтобы лучше понять эту отсылку давайте вспомним ещё одно аналогичное место из Писания, где наш Господь, будучи обеспокоен творящейся неправдой в среде Божьего народа, и, в первую очередь, среди его лидеров, через Своего пророка призывает нас остановиться и, вспомнив лета прежние, обратиться на пути древние. «Как источник извергает из себя воду, так он (Иерусалим — от авт.) источает из себя зло: в нем слышно насилие и грабительство, пред лицем Моим — всегда обиды и раны... Ибо от малого до большого, каждый из них предан корысти, и от пророка до священника — все действуют лживо; врачуют раны народа Моего легкомысленно, говоря: „мир! мир!“, а мира нет. Стыдятся ли они, делая мерзости? Нет, нисколько не стыдятся и не краснеют. За то падут между падшими, и во время посещения Моего будут повержены, говорит Господь. Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим. Но они сказали: не пойдем» (Иер. 6:7, 13–16).
Мы не станем снова рассуждать об обидах и ранах, которые наносят дети Божьи, бодая и толкая друг друга, или о корысти пророков и священников, которые не озабочены здоровьем Божьего стада, по причине собственной болезни и творимой перед Богом мерзости. Лучше обратимся к вытекающему из текста Писания совету, который даёт нам Господь с одной единственной целью: сделать возможным Своё возвращение к нам.
Итак, первое, что Господь предлагает, — это остановиться на путях неправды. Что собой представляют пути неправды, надеюсь мы уже разобрались, благодаря пройденному выше материалу. Во-вторых, нам необходимо рассмотреть, где мы с этой неправдой оказались и понять, что же мы делали не так. С этим, я полагаю, мы также справились. В-третьих, нам нужно расспросить о путях древних, и узнать, где среди множества путей есть путь добрый. Этот и следующие за ним советы теперь играют для нас ключевую роль.
«Поставь себе путевые знаки, поставь себе столбы, обрати сердце твое на дорогу — на путь, по которому ты шла; возвращайся, дева Израилева, возвращайся в сии города твои» (Иер. 31:21). Возникает следующий вопрос: у кого расспросить? Кто отвечает за эти, указывающие нам на правильность движения, путевые знаки и столбы? Может быть, у старцев или знающих и мудрых людей? Всё верно, но только если они не ошибаются. Кто нам в свете Божьего замысла гарантирует, что они не заблуждаются, тем более примеров подобного заблуждения мудрых и старцев в Библии не счесть? Но даже если они будут совершенно праведны, всё равно нет никакой гарантии получить правильный ответ, потому что пути могут быть настолько разные и необычные, а Божий умысел настолько индивидуальным, что какой бы ни была мудрость мудрого, ответ всё равно предстоит искать лишь тебе.
В итоге у нас остаётся только один единственный авторитетный источник — это Сам Господь и Его Слово. И что же нам говорит о древних путях Божье Слово? Этому мы посвятим всю следующую главу, для чего нам вновь придётся вернуться к посланию пророка Малахии. Напомню: мы говорим о том самом обосновании Божьего призыва, который Он адресовал Своему отступившему народу, с тем чтобы тот вернулся на пути древние. Таким образом Господь напоминает Своим потерявшимся и заблудшим чадам о великом достоинстве их отцов, которое Он видел ещё в те далёкие и древние дни. Достоинство Божьих избранников, которое так беззаботно и быстро потерял Израильский народ, ну а теперь вслед за ними потеряли и мы.
«Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, пришед, не поразил земли проклятием» (Мал. 4:5,6). Удивительно, но именно эти строки послания пророка Малахии оказались самыми последними во всём Ветхом Завете. И это не случайно! По замыслу Всевышнего это предупреждение пророческим образом указывает нам на единственно возможное средство, которое может привести падшее человечество к наступлению эры Нового Завета и новых отношений с Богом, без шлейфа грехопадения и бремени ветхого образа жизни и мысли. Это и есть базовое составляющее для всего пути правды. И чтобы начать своё движение по пути правды, нам будет необходим тот самый Илия, который обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их.