Обновитесь духом ума
Итак, о чём бы мы не толковали, начиная с самого покаяния, которое открывает в нашем сердце дорогу Господу и заканчивая чистосердечным обещанием Богу доброй совести, о котором Христос говорит, как о рождении от воды, мы всегда по сути говорим об одном – о возрождении. Особенность этого возрождения состоит в том, что оно может быть, как быстротечным, так и постепенным, состоящим как бы из двух стадий. Первая стадия, начиная с поиска, запускает сам процесс возрождения, который приводит человека к душеспасительному покаянию. Вторая стадия – крещение водой, которое в итоге ставит жирную точку в деле приготовления путей и выпрямления стезей для Господа нашего Иисуса Христа. В этом и заключается главная миссия духа Илии – в возрождении личности человека. По идее именно с этого момента человек становится готов начинать самостоятельный ход вместе со Христом по тем путям правды, которые положил пройти Господь своим избранным, согласно того звания и избрания, в которое был призван каждый из нас.
Однако, и после крещения процесс возрождения не прекращается, по сути он и не должен заканчиваться, он всего лишь меняет свою форму, перерождаясь уже в постоянный процесс роста или лучше сказать преображения от Духа Святого – процесс утверждения и верности, от которого зависит выстоим мы на своём пути правды или нет. И сей путь весьма непростой потому, что длиной он будет теперь во всю нашу жизнь. «Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2 Кор. 3:18). Постоянное преображение и есть тот духовный прогресс усовершенствования личности, о котором мы когда-то говорили (2Кор.13:11). Преображение являться не просто следствием пути правды, но главным признаком жизни духовно повзрослевшего человека. Если его нет, то верующему ещё только предстоит стать духовно взрослым и самостоятельным во Христе человеком.
Также преображение можно ассоциировать с процессом приобретения масла, как это было с мудрыми девами в притче Иисуса Христа о десяти девах (Мф. 25:1–13). Благодаря приобретённому опыту общения с Духом Святым и навыку праведной жизни мудрые девы смогли зажечь свои светильники и встретить задержавшегося в пути Жениха, дабы попасть на долгожданный пир, а немудрые, не имея масла в своих светильниках, не смогли этого сделать. Итак, постоянное преображение верующего человека — это и есть его работа над накоплением в своём светильнике того самого запаса масла, который является лишь фигуральным образом запасаемого опыта общения с Духом Святым, который мы приобретаем, учась понимать Бога и Его замысел.
Пройти свой путь правды – это значит исполнить Божий замысел о себе. Замысел предполагает твёрдое, без оглядки назад, следование определённым правилам, которые мы всё это время исследуем (святая чета, кротость, смирение, твёрдость и т. д.). Всё это требует не просто постоянных усилий, но зачастую приводит даже к войне, к серьёзным внутренним, и порой даже внешним конфликтам. Библия описывает эту войну следующим образом: «плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы» (Гал.5:17), «в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим.7:23,24). Обратите внимание, апостол Павел говорит нам, что существует некий закон ума, который должен противостоять греховному закону. Но если человек является пленником греха и плоти, то и победа в этой борьбе будет на стороне греха.
И как же нам Библия отвечает на столь громогласный вопрос Павла? «Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение» (Кол.3:5), или ещё более конкретный: «…мы не должники плоти, чтобы жить по плоти; ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете» (Рим.8:12,13). Но ведь это и есть в чистом виде война. Война духовного с плотским, святого с греховным, Божьего с дьявольским. Слово Божье прямым текстом говорит нам – «духом умерщвляете дела плотские»! Умерщвлять, значит убивать духовным оружием дела плотские. А если мы не воюем, значит мы давно уже мертвы. Сможем ли мы говорить в таком случае о новом возрождении, ещё большой вопрос, потому что дважды воскрешать умершее гораздо сложнее.
Война — это противостояние, нередко приводящее нас к столкновениям с дьяволом – врагом нашего возрождения и преображения. И если мы верные последователи правды Божьей, то избежать этой войны не получится. Более того, если мы пытаемся как-то уклониться от этой борьбы, значит, мы никакие не последователи Его правды. Поэтому правильнее всегда быть готовым к войне, во всеоружии Божьем (Еф.6:11), а не отсиживаться, думая, что мы таким образом являемся верными последователями мира. Мир мы может быть и сохраним, но с кем?
Слово Божье призывает нас не бояться и смело идти в бой, «но если и страдаете за правду, то вы блаженны; а страха их не бойтесь и не смущайтесь» (1Пет.3:14) потому, что «Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире» (1Иоан.4:4). В нас, как вы понимаете, Сам Бог, могущий преодолеть любое препятствие! Хорошо о такой войне с духами злобы поднебесной говорится в послании к Ефесянам 6:12. Сатана и его приспешники постоянно будут препятствовать нам и пытаться возвратить нас к старому образу жизни. Беда лишь в том, что многие от страха перед напыщенным и порой даже иллюзорным напором вражеской силы сразу же сдаются, поддаваясь на его уловки и обман. Именно в этот момент очень важно помнить то, о чём мы недавно говорили, о некоем законе ума, который должен помочь нам противостоять постоянно атакующему нас закону греха.
В том же послании к Ефесянам мы можем найти главу, которая точно описывает эту борьбу и указывает нам на способ, как защитить своё возрождение и не позволить врагу разрушить наше преображение. По сути это есть практические указания апостола Павла, как нам воспрепятствовать этому противлению в каждодневной нашей борьбе. Первое с чего он начинает, это с объяснения как познавать Христа: «Но вы не так познали Христа... потому что вы... в Нем научились... отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф. 4:20–24).
Вне всяких сомнений, речь снова идёт о крещении покаяния, а то, что апостол называет обновлением духа ума, и есть возращенный образ мыслей праведников, исходящий из возвращенного отцовского сердца, о чём и проповедовал Иоанн Креститель. В этом же состоит основной закон ума, который гарантирует нам свободу от разрушающего закона греха – отложить прежний образ жизни ветхого человека, чтобы облечься в нового человека, созданного по Богу. Такое обновление помогает нам последовательно, от сражения к сражению, побеждать в этой войне, освобождая наше сознание, словно занятую врагом страну, от старого образа мыслей некогда непокоривого и опустившегося в обольстительных похотях сердца.
Дальше у Павла мы читаем следующее предупреждение: «Посему, отвергнувши ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу. Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте места диаволу. Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся. Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. И не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления. Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф. 4:25–32). Ничто так не сбивает с пути правды, как неисправленные ошибки прошлого, часть из которых упоминается здесь. Исправление ошибки равносильно возвращению к правде, а непризнание её таковой или её повторение есть осознанное обращение на путь неправды, что, собственно, лукавому и надо — чтобы человек отошёл от Бога и не попал в цель. Но Павел, говоря о практике нашей жизни, призывает нас не давать места дьяволу – места тому, что компрометирует путь правды и противоречит праведному образу мысли и жизни.
Мы уже не раз говорили о лжи, воровстве, иждивенчестве, недовольстве, раздражении, непрощении, злости, клевете, равнодушии и многом другом, когда размышляли о неправде. Какие бы согрешения к этому списку мы не добавляли, всё это будет являться всё тем же поводом, что даст место дьяволу, который с помощью подобных грехов, легко может уловить человека в свою волю, как и прежде, у него получалось уводить людей от воли Господней. Слово Божье, описывая нашу прошлую жизнь во грехе, говорит о ней следующее: «...вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие» (Еф. 2:2,3).
Воля дьявола, как мы видим, заключается в том, чтобы мы поступали по похотям собственной плоти, что является идеальной питательной средой для неправды, а не по воле Божьей, ведущей нас по пути правды. Это и есть настоящий мотив лукавого — желание сбить нас с пути правды, завлекая назад под власть эгоцентричных помыслов. И добивается лукавый от возрожденной человеческой личности не простого искушения в желаниях греховной похоти, а принципиального согласия человеческой воли с творимой неправдой.
Однако Иаков, словно продолжая нашу тему, призывает противостать дьяволу с тем, чтобы мы, вопреки даже совершённым уже проступкам и отдаляющим нас от Бога чувствам, наоборот, приблизились к Нему. Такое смирение и покаяние означает лишь одно: что мы осознали проблему испорченного сердца, которое делало нас двоедушными, и теперь желаем очистить свои сердца и руки от совершенных ранее грехов. «Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас. Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные» (Иак. 4:7,8).
И снова мы видим, что речь здесь идёт не о людях этого мира, которые, как и прежде, продолжают жить по обычаям мира сего, а о тех, кто считает себя верующим, продолжая жить по старым мирским обычаям. В этом мы убеждаемся, когда читаем, как Иаков призывает таких людей исправить сердца двоедушные, обличая их в дружбе с этим миром: «Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак. 4:4). Следовательно, если человек продолжает придерживаться того, о чём мы говорили выше (Еф. 4:25–32) и не видит этого, то он, скорее всего, впал в младенчество, а если же он видит, но не признаётся и оправдывает это, то он поддался лицемерию, и его дружба с миром, увы, всё ещё продолжается.
По той же самой причине в жизнях многих людей случается и такое явление, как ложное возрождение. Это когда человек эмоционально очень желает, чтобы оно произошло в его жизни, и даже на какое-то время искренне соглашается со всеми условиями новой жизни во Христе, но при этом легкомысленно подходит к собственному очищению, стараясь оставить при себе всё самое «драгоценное» и крайне личное, от чего слишком стыдно или с чем совершенно не хочется расставаться. Неукрощённые вовремя помыслы и желания нашего сердца всегда были причиной невежества и последующего за ним отступления назад. Такое, как правило, приводит к повторному заражению тем, от чего Бог успел уже очистить. Подобную заразу можно сравнить с влиянием испорченного фрукта, который был неосмотрительно оставлен среди чистых фруктов. Если его вовремя не убрать, через некоторое время он обязательно испортит, распространив разложение, и все остальные, сведя на нет всю их пользу.
Посему наше возрождение, а затем и преображение должно стать таким, каким оно было у покаявшегося сына в притче Иисуса Христа, которую я бы скорее назвал не притчей о блудном сыне, а притчей о любящем Отце (Лк. 15:11–32). На мой взгляд, настоящим переломным моментом в этой притче стал тот момент, когда сын, отпавший от отца, реально осознал своё положение: «Пришед же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода» (Лк. 15:17). То есть человек, который всё это время был сыном своему отцу, жил и работал в его доме и имел все положенные ему привилегии, оказывается, всё это время не был самим собой! И вот теперь, придя в себя, когда всё развалилось, он увидел катастрофу своего положения, которое необходимо было немедленно исправлять. Поэтому второй важный шаг, который сделал сын, был очень прост: он «встал и пошел к отцу своему» (Лк. 15:20). Отец же в ответ не просто пошёл к нему навстречу, а, как мы видим, он побежал и, пав ему на шею, целовал его, «ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк. 15:24). Такова любовь Божья к нам!
Однако подобное рождение сына для отца стало возможным лишь благодаря той истинной переоценке ценностей, которую совершил сын, и его возвращению на те пути, с которых он некогда свернул. Безусловно, не обошлось и без рожек со свиньями: «и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему» (Лук.15:16). Увы, но зачастую, это становится тем единственным выходом, который способен привести нас в себя, возрождая некогда непокорных от мертвого сна заблуждений к жизни. Тот же самый принцип действует и в нашей жизни: рождение свыше происходит тогда, когда человек реально осознает трагедию своего положения и, искренне обратившись к Отцу, полностью меняет своё отношение к прошлому, обновляясь тем самым духом ума своего. Можно с уверенностью сказать, что блудный сын переживал похожие чувства, что и плачущий Ефрем из книги пророка Иеремии, когда он обратился к Богу: «Когда я был обращен, я каялся, и когда был вразумлен, бил себя по бедрам; я был постыжен, я был смущен, потому что нес бесславие юности моей» (Иер. 31:19).
В завершении этой главы приведу еще одну притчу из Евангелия от Луки: «Подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут. Когда Хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: „Господи! Господи! отвори нам“. Но Он скажет вам в ответ: „не знаю вас, откуда вы“. Тогда станете говорить: „мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты“. Но Он скажет: „говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня, все делатели неправды“. Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон» (Лк. 13:24–28). Эта притча, рассказанная Самим Христом, хорошо показывает нам, что Господь опять ставит на первое место не участие человека в каких-то важных делах, наличия у него высоких регалий или членства в успешных Церквях, но лишь личное исполнение правды. По словам Иисуса, ничего не значит принимать участие в каких-либо таинствах, собраниях, обучениях или миссиях, если не исполнять в собственной жизни правду.
Расшифровав язык притчи, мы видим, что оказывается выражение «ели и пили перед Тобой» означает потребляли Твоё учение и пили Твою живую воду; «на улицах» значит с открытым ртом внимали всем словам Мессии, следуя за Ним по пятам, как это делала ходившая повсюду за Христом и постоянно что-то искавшая от Него толпа. Однако большинство людей, сколько бы они ни учились и ни ходили за Христом, так ничего из того, что услышали от Него, в своей жизни в итоге не применили. Это своего рода двоедушие — слышать живое слово Христа и не исполнять его в своей жизни, усугубляя ту неправду, в которой они прибывают своим лицемерием – делатели неправды, участь которых будет там, где плач и скрежет зубов. Потому они и остаются у «разбитого корыта» с «разбитым» сердцем, обвиняя и сетуя на истину и на Бога. На что пророк Иеремия отвечает: «Зачем сетует человек живущий? всякий сетуй на грехи свои. Испытаем и исследуем пути свои, и обратимся к Господу» (Пл. 3:39,40), что мы и пытаемся сделать на протяжении всей этой книги.