1. «...идущего ПУТЁМ ПРАВДЫ Он любит» (Пр. 15:9)

    читать книгу





  2. «...идущего ПУТЁМ ПРАВДЫ Он любит» (Пр. 15:9)

    читать книгу

    Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими. (Евр.12:3)




  3. «...идущего ПУТЁМ ПРАВДЫ Он любит» (Пр. 15:9)

    читать книгу

    Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми. (Рим.14:9)




  4. «...идущего ПУТЁМ ПРАВДЫ Он любит» (Пр. 15:9)

    читать книгу

    Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь - Он воскрес, как сказал. (Матф.28:5,6)




  5. «...идущего ПУТЁМ ПРАВДЫ Он любит» (Пр. 15:9)

    читать книгу

    Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились. (1Пет.2:24)




  6. «...идущего ПУТЁМ ПРАВДЫ Он любит» (Пр. 15:9)

    читать книгу





  7. «...идущего ПУТЁМ ПРАВДЫ Он любит» (Пр. 15:9)

    читать книгу

    Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом (1Пет.3:18)




  8. «...идущего ПУТЁМ ПРАВДЫ Он любит» (Пр. 15:9)

    читать книгу

    И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу, и говорили: радуйся, Царь Иудейский! (Иоан.19:2,3)




  9. «...идущего ПУТЁМ ПРАВДЫ Он любит» (Пр. 15:9)

    читать книгу

    Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. (1Кор.15:20)




  10. «...идущего ПУТЁМ ПРАВДЫ Он любит» (Пр. 15:9)

    читать книгу

    Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом (2Кор.5:21)




  11. «...идущего ПУТЁМ ПРАВДЫ Он любит» (Пр. 15:9)

    читать книгу

    В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши (1Иоан.4:10)




  12. «...идущего ПУТЁМ ПРАВДЫ Он любит» (Пр. 15:9)

    читать книгу

    Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились (Ис.53:5)
Жить так, как вы хотите - это не эгоизм. Эгоизм - это когда другие должны думать и жить так, как вы хотите. © Оскар Уайльд

Мы в социальных сетях



ГлавнаяО ПРАВДЕДуха не угашайте

Духа не угашайте

Итак, продолжаем наше путешествие по 5-й главе первого послания к Фессалоникийцам. Мы подошли к 18-му стиху, в котором Павел ещё глубже исследует первую заповедь, раз­мышляя о том, что значит любить Господа Бога всем сердцем своим, всей душою своею и всем разумением своим. «За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. 5:18). Поскольку это воля Божья, как и само освяще­ние, значит, у благодарения должна быть какая-то особенная роль. Дело в том, что нет более послушного сердца, чем благо­дарное. Если человек не в состоянии оценить всего того, что сделал для него Господь, начиная с самой жизни и заканчивая спа­сением, то он будет не в состоянии правильно понять её смысл и правильно воспользоваться тем, что ещё мог бы дать ему Бог. Такой человек (если говорить прямо) является, на самом деле, неверующим, потому что не осознаёт Бога как источника всех благ и вообще всего сущего как на земле, так и на Небе.

Поми­мо того благодарение по своему проявлению и силе воздействия вполне можно приравнять к хвале, которая, являя собой славу Божью, исторгает из своей среды всякое присутствие дьявола и тёмных сил. Дьявол бежит от тех, кто славит и благодарит Бога, равно как и от тех, кто радуется в Нём. Недаром писатель Крюс Джеймс в своём произведении «Тим Талер, или проданный смех» подчеркнул эту паническую ненависть дьявола к светлой, непринуждён­ной радости, выраженной через обычный детский смех. Сатана всецело направляет свои силы на то, чтобы ещё в самом детстве лишить человека этой радости, чтобы тот, загруженный и отя­гощенный печалью и суетой этого мира, не смог противостоять ему с помощью света души, освящённой Господом.

«Духа не угашайте» (1 Фес. 5:19). В этом стихе поднимается очень важная проблема личных взаимоотношений человека и Бога. Когда я задал вопрос Богу о том, что значит «Духа не уга­шайте», Он направил меня за ответом в послание к Евреям. Там говорится: «Ибо если мы, получивши познание истины, про­извольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать про­тивников. Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попи­рает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, ко­торою освящен, и Духа благодати оскорбляет?» (Евр. 10:26–29). Если осуждается тот, кто Духа благодати оскорбляет, то тем более будет повинен и тот, кто Его угашает. Таким образом он по­пирает Сына Божьего и принижает Его Кровь — Кровь свято­го завета между человеком и Богом. Что же приводит к такому страшному результату?

В 26-м стихе чётко и недвусмысленно сказано, что «если мы, получив познание истины, произвольно гре­шим, то не остается более жертвы за грехи». И, действительно, если некогда верующий человек, заключивший с Богом завет, грешит сознательно, не давая себе отчёт в этом, то какое тогда может иметь значение для его жизни Кровь Христа, Которая явилась жертвой за те самые грехи, которые он, имея познание истины, продолжает делать вновь и вновь, совер­шая тем самым надругательство над Жертвой Агнца, пострадавшего за него?

Таким образом, сво­ими действиями такой человек говорит, что для него не име­ет значения пролитая на кресте Кровь, и что он отказывается от дарованной милости и благодати Христовой, которой мы освящены. Поэтому вместо надежды и радостного ожидания встречи с любящим Отцом и блаженной вечностью для него остаётся лишь некое страшное ожидание суда в ярости огня, готового пожрать душу такого человека в любую минуту. Отсюда и страх смерти, и желание избежать встречи с Богом, и даже раздра­жение при любом упоминании о Христе. А между тем, ещё не поздно: в любой момент такой человек имеем возможность и милость от Бога прийти к Нему в покаянии и обрести отсутствующий мир и радость, вступив на путь правды.

Но как определить, произвольно грешим мы или нет? Действительно, это очень серьезный вопрос, потому что если невер­но ответить на него, то можно приобрести ложные фобии, которые в итоге не дадут зависящему от них человеку уверенно и твёрдо пройти назначенный ему путь правды. Попытаемся оттолкнуться от обратного. Если существует произ­вольный грех, значит, существует непроизвольный. Несмотря на то, что в тексте об оскорблении Духа он не упоминается, мы прекрасно помним, что некогда апостол Иоанн ска­зал следующее: «Если говорим, что не имеем греха, — об­манываем самих себя, и истины нет в нас» (1 Ин. 1:8). Всё верно, нашу жизнь могут осквернять не только осознанные грехи, но и непроизвольные, которые мы совершаем либо не осознанно, и не замечаем их, либо стихийно, засекая их только потом.

Невозможно весь творимый человеком грех считать произвольным, тогда, исходя из слов Иоанна, не существовало бы ни одного, почитающего за святыню Кровь Христа, и, значит, все находились бы в рядах, оскорбляющих Духа Святого. Следовательно, какой во­обще тогда смысл верить и освящаться? Однако это не так. Видимо речь идёт не только о произвольном грехе, но и о каком-то другом, который люди, сами того не желая, делают. Этим же вопросом когда-то задавался и апостол Павел, детально описывая свои мучения в 7-й главе послания к Римлянам. По­скольку эта глава довольно большая, приводить её здесь я не стану, но, чтобы было видно основную мысль, которую выска­зывает Павел, несколько стихов из неё процитирую.

«Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю» (Рим. 7:15). Налицо явная борьба, которую испытывают все верующие люди, и, как ни странно, это нормально, потому что все мы живём в падшем мире. Кро­ме того, мы являемся носителями греховной плоти, от которой нас никто не избавляет, когда мы приходим к Богу, следова­тельно, мы продолжаем подвергаться её искушениям, которым и должны противостать. Но и это ещё не всё: подобная борьба для нас, духовно родившихся людей, просто жизненно не­обходима. Если в нас не будет никаких доказательств того, что она идёт, это означает либо духовную смерть, либо духовное поражение. Так мы узнаём, что мы духовно живы. Не это ли является самым трудным в жизни христианина — противостать самому себе?

Наверно поэтому апостол Павел в конце данной главы восклицает: «Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим. 7:24). Однако это не какое-то пустое восклицание в никуда (как будто Павел не знает, кто его избавит от сего тела смерти), а такой образный при­ём, которым он пользуется, с тем чтобы, на самом деле, озвучить на­сущный для всех нас вопрос: что делать? Ответ на него мы находим уже в следующей главе.

«Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по пло­ти; ибо, если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщ­вляете дела плотские, то живы будете. Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии» (Рим. 8:12–14). Первое, что броса­ется в глаза, это то, что Павел лаконично формулирует жизнен­ные устои произвольно грешащих людей: они живут по плоти, следовательно, у них такие же плотские цели и приоритеты, но «живущие по плоти Богу угодить не могут» (Рим. 8:8). Они не то что бы хотят, они не могут угодить Богу – получается даже захотеть думать об этом не в состоянии, «ибо живущие по плоти о плотском по­мышляют, а живущие по духу — о духовном» (Рим. 8:5).

Другое дело — духовно живущий человек, который, несомненно, мо­жет споткнуться, столкнувшись с искушением и даже серьёзно согрешить, но истинное желание его сердца всегда было и будет направлено ко Христу. Поэтому Па­вел советует таким людям духом умерщвлять дела плотские – омрачающие наше сердце. И если вдруг всё-таки произошло, то нам ничего более не остается, как идти и исправлять свои собственные ошибки, как советует Павел. Далее благодаря водительству Духа Святого, Который непременно подскажет и поможет нам сделать правильный шаг, мы возвращаем наш путь к правде.

Это и является признаком непроизвольного грешащего человека, который имеет внутреннее побуждение к покаянию родившегося Свы­ше духа. При этом внутренняя суть такого человека не просто не соглас­на и сидит тихо помалкивая, но протестует всеми средствами, начиная с голоса совести, да так, что жить с этим спокойно будет невозможно. Поступая так, мы не просто побеждаем грех, но получаем и освящение от Бога во всей своей полноте, потому что Дух не угашается, но торжествует, совершая Свою главную работу в нашем сердце.

Идём дальше. «Пророчества не уничижайте» (1 Фес. 5:20). Данное наставление ещё раз подтверждает значимость пророчества в жизни чело­века, о чём мы говорили в самом начале книги. Пророчества — это показатель очень глубоких отношений с Богом. Где бы мы ни были и что бы ни делали, для нас всегда на первом месте должны оставаться близкие отношения и любимые слова от Господа, сказан­ные нам лично. Если мы храним их в своём сердце и испол­няем, то постоянно находимся под благодатным очищающим излиянием Духа Святого. Не обратить внимания или забыть о том, что говорил нам Дух Святой, равносильно Его уничиже­нию. Этим мы рискуем потерять личные доверительные отно­шения с Духом Святым, Которым и даются эти пророчества.

Последние два стиха также имеют важное значение для на­ших личных отношений с Богом, хотя, на первый взгляд, та­ковыми и не кажутся, потому что не очень понятно, каким об­разом они относятся к первой заповеди. Однако это лишь на первый взгляд. «Все испытывайте, хорошего держитесь. Удер­живайтесь от всякого рода зла» (1 Фес. 5:21,22). В реальности они открывают нам правду о том, проявляем ли мы свою лю­бовь к Богу в нашей повседневной жизни или только говорим о ней. Когда речь заходит о молитве, прошении, благодарении, прославлении или ходатайстве, трудно представить себя вне Бога. Иначе зачем всё это делать, если не знать, что Бог всё слышит и видит. Но когда речь заходит о нашем повседневном хождении, то сразу же возникает вопрос: наше хождение — с Богом или без?

Безусловно, для Бога очень важны наши мо­литвы, но всегда существует ещё одна значительная деталь на­шей жизни, которая характеризует нас не меньше, а порой, даже и больше, чем те же молитвы, посещение Церкви или благовествование. Значительна же она по самой простой причине: потому что за­нимает в нашей жизни большую часть времени. Поэтому с кем или, лучше сказать, в каком духе мы прибываем всё это время?

Человек постоянно встречается с искушениями и соблаз­нами. Живем ли мы в мире или перебрались в монастырь, нам всё равно не­обходимо бодрствовать и проверять каждый свой шаг. Библия говорит: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искуше­ние: дух бодр, плоть же немощна» (Мф. 26:41). Это наставление Своим ученикам Иисус разделил на две составляющие, опреде­лив на первое место то самое бодрствование, без которого, как говорит апостол Петр, противник наш дьявол без труда сможет поглотить нас (1 Пет. 5:8). И ничто нас не защитит и не освя­тит: никакие святые места и никакие другие молитвы хороших людей, ни ритуалы, ни тем более «священные» обереги, которые, по сути, уже являются ловушкой дьявола, чтобы мы, возлагая надежду не на то, молились меньше и больше духовно дремали.

Бодр­ствование есть верх отношений с Богом, потому что именно это состояние определяет человека, как Сына Божьего, постоянно думающего об Отце и Его замысле. Николай Бердяев однажды хорошо сказал, что основ­ная мысль человека должна быть мыслью о Боге, так же как основная мысль Бога есть мысль о человеке. Бодрствование и есть неустанное испытание всего того, что нас окружает, и даже того, что в нас, а также выбор хорошего, что в итоге удерживает нас от всякого рода зла, в том числе и лукавого обольщения, приготовленного дьяволом для самых избранных. Бодрствуя постоянно, — не от случая к случаю или в связи с каким-то важным делом и не только во время утренней или вечерней молитвы, но всё время — мы проживаем свою жизнь вместе с Богом. Только в таком случае мы и будем иметь такое же непрестанное освящение и благоволение от Него.

Написано: «В надмении своем нечестивый пренебрегает Господа: „не взыщет“; во всех помыслах его: „нет Бога!“» (Пс. 9:25). Псалом говорит, что ни кто иной, как нечестивый не взыщет, и именно у него во всех помыслах нет Бога. Наверно, трудно найти более точное определение нечестивого, чтобы стало по­нятно его внутреннее устройство. Увы, как ни прискорбно, но это выбор большинства людей, «потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу» (Флп. 2:21). Однако мы не принадлежим к этому большинству, наш удел иной. И какой это удел, некогда хорошо выразила Мария — мать Иисуса, говоря в своём сердце следующие слова: «...величит душа Моя Господа, и воз­радовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем» (Лк. 1:46,47). Что же можно в связи с этим сказать о праведнике? Праведник – это человек, который во всех помыслах своих имеет Бога и помнит о Его за­мыслах, радуется о своём избрании и благодарен за всё.

Скажу больше, можно смело утверждать, что Богу угодно даже когда мы испытываем то, что приходит к нам как откровение от Него — то что, казалось бы, не должно подвергаться ника­кому сомнению. Однако именно здесь следует быть особенно внимательными, потому что это самый опасный и рискован­ный участок для обольщения. Поэтому в столь ответственной области откровений и пророчеств, на которых и строится наша вера, нельзя стесняться или бояться, но проверять всё, что при­ходит извне или имеет «штамп» – Свыше.

Надо понимать, что сейчас мы не говорим о плохом сомнении, поскольку оно, имея двойственную природу, может оказаться разным. Пер­вая природа сомнения говорит о том, как нам найти выход из создавшегося неправильного положения, либо свидетельству­ет нам о начавшейся борьбе с обольщением. Вторая природа может говорить о противлении истине или о том, что мы начали от­ходить от правильного направления, как это было с галатами. Павел по такому случаю писали им: «Вы шли хорошо: кто остановил вас, чтобы вы не покорялись истине?» (Гал. 5:7). В данном примере сомнение становится нашим врагом, поскольку его возбуждает в человеке дьявол. В первом же случае сомнение возбуждает­ся Святым Духом, и оно становится спасительным. Поэтому необходимо уметь различать подобные чувства, и в этом нам поможет знание Слова Божьего и то самое постоянное бодрствование, о котором мы говорим.

Бодрствование позволяет человеку вовремя обращаться к Духу Святому и соотносить со Словом Божьим те откровения или хотения, которые приходят к нам на сердце, чтобы распознать обман. Ещё в самом начале книги, в гла­ве «Два основания веры», мы уже задевали эту тему, говоря о сопоставлении духовного с духовным, поэтому не вижу смысла задерживаться на этом аспекте. Добавлю лишь из собственной практики: если в жизни нам будет присуща такая рассудительность, то Бог никогда не оставит нас в безведении и обязательно даст нам знать, от Него ли пришло то или иное желание, откровение, событие, пророчество или нет.

Итак, мы рассмотрели то, каким образом мы можем пре­творить в нашей собственной жизни принцип «праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще» (Отк. 22:11), подробно изложенный нам апостолом Павлом в 5-й главе пер­вого послания к Фессалоникийцам. Поступая так, мы не толь­ко спасёмся и увидим Небесный град Иерусалим, но окружаю­щих нас людей приведём ко спасению. А самое важное – исполним волю Божью или же словами нашей главной темы – пройдём свой путь правды. «Посему (возлюбленные) препоясавши чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа. Как по­слушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем. Но, по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках» (1 Пет. 1:13–15).



наверх