Заблуждение
Итак, какая причина лишает человека истинной веры? Разные обстоятельства приводят человека, а вместе с ним и Церковь к потере истинной веры. Однако, чтобы мы ни пытались рассмотреть в причинах этого явления, всегда над ними будет восседать первопричина, которую можно назвать заблуждением. Цель заблуждения — украсть не просто веру, но вместе с ней радость и мир, которые являются плодами Духа Святого и результатом нашего движения в правильном направлении. Судите сами: когда человек бредёт в дремучем лесу в поисках выхода, свято веря, что он идёт правильно, а выхода всё нет и нет и разрешения ситуации не наступает, но есть лишь тьма и бурелом, то постепенно начинает накапливаться усталость. Отсутствие результата и постоянная безвыходность для идущего таким путём выносят свой вердикт ложной вере с каждым шагом всё больше и больше превращая её в бессмыслицу.
Заблуждение порождает отравленный суррогат веры. Человек всё так же старается верить, но при этом его путь, который теоретически должен вести его к правильной цели, на самом деле ведёт совсем не туда, принося не те результаты. Оттого проблема заключается не в том, что выхода больше нет, а в том, что с определённого момента человек заблудился и пошёл не по тому пути, думая при этом, что идёт правильно. А так называемая непреклонная «вера» не позволяла ему всё это время согласиться с тем, что он уже давно движется не туда. Увы, но такое происходит даже тогда, когда людям на это указывает Сам Бог. Заблудившийся человек тратит несоизмеримо больше сил, чем тот, кто идёт по пути правды, во-первых, потому, что не может получить поддержки от Бога, во-вторых, потому, что ему не дано увидеть результата, которого он ожидает, что очень сильно огорчает.
Безусловно, находятся и такие, которые просто разочаровываются в вере, однако чаще это приводит к усталости и как результат – ко сну от бессмысленного блуждания, поскольку лишает человека живого переживания веры и Вышнего источника сил. «Итак вы, возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения» (2 Пет. 3:17). Наша вера предполагает не только уверенность в невидимом, но и осуществление ожидаемого (Евр.11:1) в присутствии сердечного мира от исполнения правды. «Отпасть от своего утверждения» значит забыть то, на чём подлинно должна быть утверждена наша вера, о чём мы подробно говорили в главе «Два основания веры».
Какой же в данном случае может быть выход? Прежде всего это победа над тем, что пытается преградить нам поворот на правильный путь. И такой поворот мы также обсуждали в предыдущих главах: «Приносите жертвы правды» и «Приготовьте путь Господу». Поэтому, кто забыл подробности, направляю вас к этим главам. Нам же всем искренне желаю: не прятать голову в песок и не отмахиваться от проблемы, прикрывая свою неспособность решить её; не продолжать отстаивать застывшие догмы из-за религиозного страха, но попытаться вырваться из плена сна, как это делает всякий человек, встающий рано утром, когда необходимо одержать верх над искушением остаться в теплой и приятной постели, и приложить все усилия, чтобы пробудиться, подняться и приступить к исполнению своих рабочих обязанностей.
Теперь о корнях самого заблуждения. Несмотря на то, что это достаточно серьёзная проблема, нам не придётся долго и усиленно разбираться в подоплёке её появления. Дело в том, что ранее мы уже поднимали этот вопрос в главе «Пророк обманутого сердца». Поэтому если вспомнить то, о чём было сказано выше, у нас без труда получится разобраться. Итак, в качестве причины заблуждения Слово Божье указывает нам на обманутое сердце закабалённой души: «Он гоняется за пылью; обманутое сердце ввело его в заблуждение, и он не может освободить души своей и сказать: „не обман ли в правой руке моей?“» (Ис. 44:20). Как мы понимаем, обманутое сердце способно серьёзно покалечить не только жизнь самого человека, но и жизни всех окружающих его людей.
Оказывается, человек с обманутым сердцем не может просто взять и проснуться, освободившись от духовной дремоты. Ему практически невозможно самостоятельно признать свой обман, к которому он привык, и в который ему легче всего верить. Таким образом старая история с обманутым сердцем находит ещё одно продолжение, но теперь уже в качестве причины заблуждения Божьего народа, напрямую зависящего от состояния его пастырей.
С этого момента мы можем ещё точнее определить причины предъявляемых Господом претензий вождям народа Божьего за допущенное заблуждение их паствы: «И вожди сего народа введут его в заблуждение, и водимые ими погибнут» (Ис. 9:16). Поэтому, если в их руках находится духовная власть над паствой, значит, в их воле пресечь любую попытку разложения Церкви. Но беда в том, что в той же степени они могут позволить дьяволу ввести в заблуждение как самих себя, так и паству над которой они были поставлены. Следовательно, прийти такое тотальное заблуждение на паству может либо от самого пастора, начавшего по причине обманутого сердца распространять своё собственное обольщение на подопечных Церкви, либо извне Церкви, что снова не исключает самого пастора потому, как только через лидеров Церкви должна проходить любая, проникающая в Дом Божий теология, учение или верование.
О чем-то подобном говорит и апостол Пётр, когда обращает своё слово к тем, кто не просто заблуждается, но и становится распространителем подобных заблуждений в церкви: «Оставивши прямой путь, они заблудились... Это — безводные источники, облака и мглы, гонимые бурею: им приготовлен мрак вечной тьмы. Ибо, произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении. Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб. Ибо, если, избегши скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познавши, возвратиться назад от преданной им святой заповеди. Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья идет валяться в грязи» (2 Пет. 2:15,17–22).
Почему Пётр так категоричен и суров по отношению к этим людям? Если прочитать всю главу, то мы найдём в ней ещё более серьезные обличения, которые, скорее, подходили бы последнему грешнику, а не лидеру церкви. Однако, исходя из слов Петра, этот человек когда-то познал самое прекрасное, что можно было познать от Бога, — путь правды, но из-за неисправленного когда-то сердца возвратился назад, как пёс на свою блевотину.
Обратите внимание: здесь речь не идёт о том, что этот человек вышел из Церкви или стал отрицать Бога, нет, он всё так же продолжает находиться в Теле Христа (скорее всего, по причине своей именитости) и, не переставая влиять на него изнутри, улавливает с помощью похоти и разврата тех, которые едва только отстали от находящихся в заблуждении. Идёт ли здесь речь только о плотской похоти и разврате? Возможно ли, чтобы в пределах Церкви творилось такое бесчинство и мерзость? Безусловно, да, если таковые факты разврата имеются. Но не выглядит ли это слишком очевидным и глупым, чтобы такое сборище развращённых именовать Церковью? Даже самый несведущий о Боге человек не назовёт такое сборище Церковью. Но если этот вопрос рассмотреть под актуальным для нас углом духовного разврата, то есть духовного поворота на путь неправды, то мы поймём, что эта проблема гораздо более серьёзная потому, что всегда будет предшествовать любой плотской похоти и разврату.
В предыдущих главах мы уже исследовали природу скрытых человеческих вожделений, когда люди, которые имеют проблему неправды в себе, стремились обвинить в этом других. Более того, они пытаясь даже изменить своих оппонентов, осмеливаясь просить об этом у Бога. Но Господь называет это дружбой с миром, потому что конец такой «дружбы» — зависть и убийства. Именно это в глазах Бога является более мерзким, чем даже грех закоренелого грешника, потому что такой человек исполнен лицемерия и под личиной правды и добра распространяет неправду. Мудрый Соломон не раз в своих притчах упоминал о том, что является настоящей мерзостью для Бога: «Мерзость пред Господом — коварные сердцем; но благоугодны Ему непорочные в пути» (Прит. 11:20), или «Мерзость пред Господом — путь нечестивого, а идущего путем правды Он любит» (Прит. 15:9). Сколько бы мы не говорили, а главная причина, которая мешает Божьему народу и прежде его лидерам идти по пути правды в глазах Бога была и остается – лицемерие.
Какие, в таком случае, должны быть настоящие вожди Божьего народа? В книге пророка Исаии мы читаем следующие пророческие слова о новом Царе и о том, какие должны быть истинные лидеры Церкви: «Вот, Царь будет царствовать по правде, и князья будут править по закону; и каждый из них будет как защита от ветра и покров от непогоды, как источники вод в степи, как тень от высокой скалы в земле жаждущей» (Ис. 32:1,2). Именно такие обязанности возлагает Господь на своих лидеров: быть защитой от всякого недоброго ветра, в том числе и ветра лжеучений; быть покровом от атак сего мира и всевозможных недоброжелателей, покрывая даже согрешения упавшего человека; быть для всех жаждущих и алчущих источником самого Иисуса и местом успокоения, где душа смогла бы найти Божий мир и оправдание. Эти замечательные качества, отмеченные пророком, можно назвать главными приоритетами служения любого человека, чувствующего себя лидером.
Однако невозможно просто так уйти от темы заблуждения, не ответив на ещё один довольно важный вопрос. В каком виде ныне в наших Церквях присутствуют заблуждения? Качественно и объективно ответить на поставленный вопрос нам помогут только два беспристрастных источника: первый — это сама Библия, где мы, начиная с примеров Ветхого Завета можем отследить не только множество различных заблуждений, которые появлялись у Божьего народа на протяжении всей Библейской истории, но и реакцию Самого Бога на эти заблуждения. Вторым источником для нас станет история Церкви, а также обычаи языческой религии, равно как и самого христианства, сравнивая которые, мы сможем выявить ещё более изощрённые и от этого крайне неожиданные для нас примеры заблуждений Церкви.
Благодаря такому анализу мы увидим, каким образом многие из закравшихся в Церковь заблуждений до сих пор обитают в ней, видоизменяясь и трансформируясь с годами. Правда, некоторые из них были забыты, но лишь на время, чтобы потом в слегка отреставрированном виде быть поданными под новым харизматичным «соусом». В любом случае остаётся справедливым золотое правило, которое изрёк некогда мудрый Соломон: «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем» (Еккл. 1:9). А если так, то с хорошим знанием Слова Божьего и истории Церкви нам будет легче распознать эти заблуждения сейчас.
Однако и здесь не всё так просто. Дело в том, что официальная история, проходившая годами фильтры религиозной и атеистической цензуры, сейчас находится в довольно плачевном состоянии. Она либо искажена, либо отчасти похоронена из-за фактов, разоблачающих всю подноготную и правду появления большинства доминирующих христианских доктрин и учений, которые позволяют современным «волкам в овечьей шкуре» держать Церковь под собственным контролем. Скажу больше, даже Библия подвергалась и до сих пор подвергается их не слишком открытым с виду, но довольно настойчивым атакам, с целью незаметной её редакции. С помощью новых переводов, а также апокрифических версий, основанных на неких древних артефактах её штурмуют не одну сотню лет. Налицо вековая тенденция выхолащивания Слова Божьего, когда в нём либо фальсифицируются, либо из него изымаются тексты, которые прямым образом не дают сатане окончательно войти в Церковь, с тем чтобы начать открыто ей манипулировать.
В этом есть хитрая тактика сатаны, направленная на то, чтобы впоследствии, когда его кампания достигнет своего апогея, ему иметь возможность появиться на мировой сцене и без проблем возглавить не только всегда готовый присягнуть ему на верность мир, но и заблудившуюся и отступившую от Священного Писания церковь. «Как сделалась блудницею верная столица, исполненная правосудия! Правда обитала в ней, а теперь — убийцы» (Ис. 1:21). Нет ничего нового под солнцем, и глупо полагать, что большинству, которое называет себя народом Божьим, удастся избежать обмана, посредством которого Валаам некогда вовлек большинство из Израильского народа в грех и сделал его в глазах Бога той самой блудницею, о которой сокрушается Исаия.
Однако всё это, осмелюсь предположить, было лишь репетицией для того, чтобы в последнее время у новоявленного антихриста уже не было бы никаких проблем для сбора урожая уловленных душ, когда он будет приводить в действие финальную и самую масштабную часть своего коварного плана искушения. Но слава Богу! Библия и здесь не оставляет нас без ведения о том, в чём подлинно заключается коварный план искушения дьявола, который он приготовил для Церкви. Но прежде чем открыть этот план, хочу довести до вас одну немаловажную деталь, без которой будет непросто понять, почему дьявол избрал именно такую стратегию по отношению к Церкви.
Все мы знаем, что Господь определил Своей Церкви на земле быть Его Телом (1 Кор. 15:28), причём созидающимся до определенного времени совершенства. «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4:11–13). Таким образом, мы хоть и неотъемлемая часть нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа, но всё ещё находящаяся в своём развитии, то есть мы ещё не полностью стали такими, какими хотел бы видеть нас Господь Бог, потому что, как говорит апостол Павел, не до конца покорились воле нашего Создателя.
Написано, что «когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем» (1 Кор. 15:28). В этом необычном месте Писания мы выступаем в лице Сына Божьего, как Его ещё не покорившаяся часть, пребывающая на земле в виде Его Тела. Следовательно, всё то, что когда-то во времена земной жизни Иисуса Христа происходило с Его телом, для нас сейчас должно иметь колоссальное поучительное и пророческое значение, смысл которого заключается в следующем: находясь в Его Теле, мы как Его наследники получаем сейчас не только ту же власть и силу, какую имел Христос, ходя в Своём теле, но проходим и те же испытания с искушениями, которые когда-то проходил в теле Сам Христос. Преодолевая эти искушения, мы сохраняем себя от заблуждения и получаем в нашей жизни исполнение того же прекрасного обетования воскресения, какое получило тело Христа после крестной смерти.