Младенчество
Следующая причина, приводящая Церковь ко сну, лишает человека любви. Спешу предупредить тех, кто подумал, что мы будем говорить о какой-нибудь ненависти или злости. Причина на самом деле довольно необычная. Настоящая любовь имеет удивительное свойство — она не только в состоянии прощать, но и способна даже усиливаться, когда встречается с противодействием зла. Следовательно, само зло для настоящей любви не может стать врагом, оно становиться скорее средой испытания с одной стороны, с другой – средой взращивания. Главный враг любви весьма хитер и коварен, хотя с виду представляется довольно безобидным, добрым и слабым. Самое интересное, что мы уже о нём говорили, и поэтому много распространяться об этом враге не стану. Имя ему — младенчество.
Как же оно может навредить любви? Ответ лежит на поверхности. Представьте себе обычного младенца: да, на вид он хорошенький и красивый и даже создает впечатление, что любит тебя, когда смотрит своими маленькими симпатичными глазками, но, на самом деле, в нём нет и не может быть той любви, о которой говорит Христос. Этот человечек ещё нуждается в любви, уходе и содержании, он, скорее, её потребитель, чем даятель. Поэтому любой человек, застрявший на стадии младенчества, не может утверждать, что он владеет любовью Христа. Безусловно, он верующий и в нём живёт Христос, но он ещё не в состоянии использовать ту колоссальную силу любви, наследником которой он является.
Если состояние духовного младенчества станет затягиваться, это будет серьезным препятствием рождению любви, которая со временем обязательно должна проявиться в верующем человеке. В результате такая запущенность может привести к болезни младенчества и окончательно задушить, не дав реализоваться так и не родившейся любви. Между тем, секрет её использования довольно прост и зависит лишь от личного побуждения человека в желании помочь, защитить или просто послужить нуждающемуся. Такой человек не может позволить себе быть маленьким, которого нужно постоянно учить поступать правильно. Даже если мы возьмём в пример самого послушного и прилежного младенца, поступать так он будет скорее всего не по своему осознанному желанию, но потому, что у него был пример и его так научили. В его состоянии ещё тяжело понимать правильность поступков, к тому же ему весьма непросто самому, без внешней помощи, увидеть все ожидающие его искушения и победить старую человеческую природу, не столкнувшись с ней полноценно.
Но именно в том и заключается принципиальная разница между младенчеством и зрелостью, когда, наконец, удаётся перестроить мотивацию собственного сердца и начать мыслить и поступать, по правде. И успех этой работы возможен только вместе со Христом. Видимый признак её мы можем ощущать в собственном желании следовать велению Духа и совести, а не идти на поводу толпы или собственной плоти, в боях с которой, преодолевая её сопротивление, мы вынуждены будем сражаться до самой смерти. Главным же девизом этой борьбы должна стать заветная цель нашего обновлённого сердца, которую можно выразить в следующих словах Священного Писания: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его...» (Мф. 6:33), или как молился Моисей: «...открой мне путь Твой, дабы я познал Тебя...» (Исх. 33:13).
«Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое» (1 Кор. 13:11). Нам всем необходимо пройти этот момент разрыва с приятным детским состоянием и, оторвавшись от «груди» вскармливающих тебя попечителей, а также оставив надежду на то, что кто-то за тебя что-то сделает, стать теми, кто сможет нести бремена других. Но изменение происходит, как замечает апостол Павел, в первую очередь на внутреннем уровне, когда мы начинаем мыслить, рассуждать и говорить не по-детски, а как настоящие мужи Божьи. Происходит что-то вроде второй трансформации, когда мы ещё раз, после того как уверовали во Христа, меняемся, и, капитально пересматривая свои воззрения, начинаем рассуждать, исходя уже не из своих нужд, а из желаний и замыслов Божьих. Меняются духовные потребности, мировоззрение, жизненный режим, появляются новые ясные цели, открывается интересный мир с влекущими необъятными горизонтами, где нам становится уже не до сна, как это было в младенчестве.
Судите сами, сама природа младенца намекает нам на проблему духовного младенчества. Поскольку мы говорим о сне, который приходит вследствие усталости, то не то же ли самое происходит с младенцами, которые, не имея в себе сил на большее, тут же засыпают сразу после кормежки, насыщенного общения или игры? Они настолько слабы, что их порой не хватает даже на обучение, не говоря уже о более серьезных занятиях. Однако при правильном развитии ребенка его сон постепенно становится не таким продолжительным, силы возрастают, и раз за разом Отцу становится возможным всё больше и больше загружать взрослеющего человека полезными задачами и работой.
Даже если раньше ребенок что-то и делал, он обязательно мог сделать что-то не так. При всей исполнительности и послушании ребенку обычно не дано понять генеральной мотивации совершаемых действий, поэтому он, не понимая всего комплекса, как бы не заинтересован производить их с нужной самоотдачей, и делает, потому что так надо. Но зато он расположен к обучению и более лёгкому копированию внешних действий, что и даёт порой не очень качественный результат исполняемых поступков. Принести воды, но при этом разлить её по дороге, навести порядок и заодно помять тетради и повредить игрушки, помочь маме на кухне, размазав при этом по скатерти всю грязь, — вот небольшой перечень хороших поступков детишек, которые вполне искренне участвуют в хороших делах, но скорее из чувства компанейства.
Подводя итог нашему разговору о младенчестве, можно сказать следующее: для духовно растущего человека оно является как бы невидимым врагом, крадущим главное божественное качество — возможность любить. Этот враг может поражать как отдельные личности, так и всю Церковь, распространяясь в ней как вирус, если условия его восприятия со стороны лидеров и самого церковного общества будут способствовать этому. В конечном счёте мы получаем множество недоразвитых и с трудом существующих Церквей, не способных проявить себя перед вызовами последних дней.
А между тем, народы этого мира нуждается в появлении крепких, мудрых и духовно взрослых людей, способных взять ответственность в свои руки. Я уже не говорю о том, что мы, будучи воинами Христа, должны всегда бодрствовать и пребывать во всеоружии Божьем, как призывает нас Слово Божье. И это уж точно не может стать уделом Церквей, где распространено младенчество, поскольку одним из результатов истинной Церкви должно быть её единое, как говорит Павел, возрастание «...в меру полного возраста Христова» (Еф. 4:13). Другими словами, Божий народ должен взрослеть не только с помощью отдельно взятых личностей, но и целиком, как единый организм, иначе Церковь будет поражена помимо младенчества, ещё и карликовой болезнью, характерные признаки которой – это непропорциональный рост некоторых частей тела, а это уже серьезное увечье для организма.