Намерение, которое имеет о нас Господь
Теперь о том, что касается самого призвания. Что оно может значить для нас? Как его найти, и в чём оно заключается? К нашей радости, это как раз те вопросы, которые мы и должны решать вместе с Богом на нашей Елеонской горе. Могу словами Священного Писания указать на один точный признак, который будет свидетельствовать нам о том, что мы действительно исполняем дело своей жизни и идём по пути правды: «...Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (Флп. 2:13). В этих словах заключается удивительный потенциал, поскольку они значат, что Господь закладывает в наше сердце не только желание посвятить себя чему-то, но и даёт все возможности, дабы нам реализовать заложенное призвание. От нас лишь будет требоваться безупречная вера, твёрдость и постоянство в выбранном нами пути правды.
«Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело, как написано: „расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век“. Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей, так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу. Ибо дело служения сего не только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильные благодарения Богу; ибо, видя опыт сего служения, они прославляют Бога за покорность исповедуемому вами Евангелию Христову и за искреннее общение с ними и со всеми, молясь за вас, по расположению к вам, за преизбыточествующую в вас благодать Божию. Благодарение Богу за неизреченный дар Его!» (2 Кор. 9:8–15).
Только вдумайтесь в эти слова — в них присутствует вся глубина правды и суть любого призвания от Бога. Сразу обращает на себя внимание частое повторение таких слов, как «всякое», «всегда» и «во всём». У Бога нет никакого ограничения для нас! Он не просто силен обогатить нас, Он желает обогатить нас всякой благодатью, чтобы мы опять же всегда и во всём имели не просто возможность, но довольство и богатство на всякое доброе дело. Таким образом, перед нами открывается основная задача как любого призвания, так и правды в целом, — это расточать себя для людей и нести им добро. В этом есть главное намерение, которое имеет о нас Господь. Павел не устаёт повторять мысль о том, что Тот, Кто даёт семя и хлеб в пищу, приумножит и плоды правды нашей и ещё больше обогатит нас, чтобы мы вновь были богаты на всякую щедрость, которая через нас производит в людях не только доброе расположение к нам, но и искреннее благодарение Богу.
Однако это благодарение не может произвести обычная доброта, за ней должно стоять нечто большее, а именно: действие, славящее Бога, потому что через наше искреннее служение, идущее от внутреннего хотения, люди будут видеть покорность исповедуемому нами Евангелию Христову. Зачастую только такой способ помогает многим людям увидеть Того, Кто является изначальным Источником их благословений, благодаря чему они уже с желанием обращают свои сердца в благодарности к Богу.
Исправление путей неправды и созидание путей правды других посредством самоотверженного исполнения собственной правды, которая чаще всего движима каким-то благим, нужным для людей и их спасения делом жизни, — вот в чём назначение нашей жизни во Христе. «И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде — как звезды, во веки, навсегда» (Дан. 12:3). Любое наше дело, отвечающее цели обращения человека к правде, есть дело от Бога. И чтобы в свете этого человек ни делал и чем бы ни занимался, если он делает это с желанием, то такой процесс можно смело назвать призванием. И неважно, какое оно в глазах людей — большое или маленькое, для Бога оно всегда будет иметь другое измерение, потому что правда его пребывает вовек. В конечном счете это должно делать нас воистину счастливыми, уверенными и сильными правдою, потому что мы нужны людям и востребованы Богом. Мне кажется, в этом и есть суть любого призвания.
Сильного правдою человека можно сравнить с посаженным в своей климатической зоне растением: оно всегда будет сильным, жизнеспособным и здоровым в тех условиях, для которых было задумано, поскольку определённое для него место благоприятно для его развития. Пусть этим местом будет пустыня, а условиями жизни — жара и зной, всё равно там благополучно вырастет предназначенный для этого места кактус. Или возьмём высокогорье, где частый холод, разряженный воздух и скудный грунт. Но для высокогорных цветов под названием хохлатка — это будет являться самым подходящим и определённым Самим Создателем местом.
Даже если мы «сжалимся» и посадим кактус в умеренном и теплом климате, благотворная для многих влага и зимний холод уничтожат это растение, приспособленное Создателем жить и успешно выполнять свои функции в пустыне. Хохлатке мы также лишь навредим, если пересадим её в комфортное место с землей, насыщенной всеми необходимыми питательными веществами. Мало того, что равномерный тёплый климат постепенно убьёт её, потому что растение приспособлено жить лишь при экстремальных перепадах температуры, которые не редко случаются в горах, мы непоправимо навредим ей тем, что лишим корневую систему этого растения смысла существования. Дело в том, что хохлатка способна извлекать необходимый и дефицитный в тех местах, где она растет, азот из тающего снега. Для этого у нее развиваются специальные «снежные корни», которые растут не вниз, как обычно, а вверх, прямо в снег. Лишившись снега наверху, корни засохнут, а растение, так и не успев вырасти, погибнет из-за нехватки азота.
Любое из растений или животные дают нам поучительный пример назначения от Бога, для которого им даны специальные и уникальные возможности, будь то жабры у рыбы, крылья у птицы или длинная шея жирафа. Без этих особенностей они не смогут полностью раскрыться в той среде обитания, для которой были созданы Творцом. В другой среде, где это растение или животное не должно находиться, данные особенности в лучшем случае станут бесполезными, а в худшем — навредят их обладателю или погубят его.
Но животные и растения не могут выбирать, где им быть и что им делать, зато человек, которому дана свобода, имеет это право. Однако, потеряв Бога по причине грехопадения, человек потерял и знание о своём призвании. Однако Автор нашей жизни напоминает нам: «Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду. И воззовете ко Мне, и пойдете и помолитесь Мне, и Я услышу вас; и взыщете Меня и найдете, если взыщете Меня всем сердцем вашим» (Иер. 29:11–13). Я бы назвал данное обращение Бога самым важным этапом для нашего призвания, если мы, конечно, реализуем это в нашей жизни. Именно с этого начинаются все Божьи ответы и откровения, которые раскрывают перед нами путь к правде.
Хочу особо подчеркнуть – начинается это не с заученной молитвы на вечер и даже не с тривиального поиска своего призвания в этой жизни, как учат нас тому в этом мире, но с осознанного понимания того, что только Бог как Творец имеет о нас все намерения, а значит только Он может сообщить нам о них. Сообщить тогда, когда мы начнём искать Его всем сердцем и всем разумением с великой надеждой, словно ребенок, потерявший своих родителей в супермаркете. Ведь если мы по- настоящему найдём Бога, мы найдем не только Его. Продолжив взывать, мы найдем ответы и о смысле жизни и о своих путях, которые Он приготовил для нас.
Что меня более всего радует в словах пророка Иеремии, так это мысль, что это не просто пути, которые нужно пройти и затем уйти в небытие, нет, это те пути, которые открывают для нас Небо и несут нам ещё более славную будущность и великую надежду на то, что приготовил нам любящий Отец. «Но, как написано: „не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его“» (1 Кор. 2:9).
Люди, находящиеся на своём месте и исполняющие свою правду, всегда будут духовно сильными, даже несмотря на возможное сопротивление. У таких людей непременно всё получится, потому что это будет исходить из освященных Богом сердец. «И будет он (праведник — от авт.) как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет» (Пс. 1:3). Даже кактус, растущий в таких безжизненных условиях, даёт свой плод вовремя, потому что может благодаря своему дару от Бога извлекать из этих условий пользу как для себя, так и для других. «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим. 8:28).
Секрет высказанного Павлом духовного принципа прост, и заключается он в чистоте человеческого сердца. Так же как ничто не может сделать свет тьмою, так ничто и никто не сможет в негативном плане повлиять на нас, если источник нашей жизни добр и не запятнан злом. Чтобы с нами ни происходило, и чтобы нас ни окружало, это всегда будет содействовать нам ко благу, потому что мы неизменно будем выносить из своего сердца лишь только доброе, потому что «очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их, но лице Господне против делающих зло (чтобы истребить их с земли). И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго? Но если и страдаете за правду, то вы блаженны; а страха их не бойтесь и не смущайтесь» (1 Пет. 3:12–14). Другими словами, кто сможет нам сделать зло, если нашей реакцией всегда будет добро, и мы будем знать, что над всем этим рука Божья?
Наш Отец, к Которому у нас есть дерзновение и доступ, всегда слышит наши молитвы и непрестанно заботится о нас. И что бы ни происходило вокруг нас, всё это есть воля Божья для нашего блага, даже если допущено страдание за правду. Нам только не нужно бояться того, чем движим враг, — их страха. «Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он. В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение; боящийся несовершен в любви» (1 Ин. 4:17,18). В страхе есть мучение, но всякий, движимый любовью, не мучается, даже если его окружает враг. Отсюда любое событие, которое допустил Бог, будет лишь содействовать ко благу, созидая добрый плод в человеке, как это было в жизни Христа.
«Господь испытывает праведного, а нечестивого и любящего насилие ненавидит душа Его» (Пс. 10:5). Безусловно, испытание может прийти в нашу жизнь, дабы сердце наше не уклонилось ко злу. Господь видит наши пути и намерения, о которых сам человек ещё и не подозревает, Он допускает определенные испытания, благодаря которым при переплавке всплывают все тайны нашего сердца. От них-то и хочет избавить нас Господь, чтобы они не мешали нам в нашем продвижении вперед, дабы нам иметь лучшую будущность.
Вновь вспоминая праведного Иова, мы видим, что лишь через стесненные обстоятельства в нём смогла проявиться и стопроцентно реализоваться его правда. Бог не допускает более того, что человек может выдержать, и Бог не назначил березе место в пустыне, а пальме не сказал расти в тайге. Допуская в нашей жизни что-то, Он даёт благопотребную помощь вовремя, лишь бы было не потеряно, а, наоборот, усилено главное благо нашей жизни — правое сердце: «Да прекратится злоба нечестивых, а праведника подкрепи: ибо Ты испытуешь сердца и утробы, праведный Боже! Щит мой в Боге, спасающем правых сердцем» (Пс. 7:10,11).
Итак, заканчивая книгу, я бы хотел обратиться к вам словами пророка Осии, который сказал: «Сейте себе в правду и пожнете милость; распахивайте у себя новину, ибо время взыскать Господа, чтобы Он, когда придет, дождем пролил на вас правду» (Ос. 10:12). «Вы, — говорит Господь, — прежде всего, делаете это для себя, когда исполняете правду в своей жизни и сеете её вокруг себя своим светлым отношением к людям». Претворяя её в жизнь с помощью союза «святой четы», мы как результат пожинаем для себя её плод — милость.
Но у пути правды есть также и необычная особенность, отображенная в словах Осии, и выглядит она следующим образом: как бы мы ни шли, и что бы мы ни делали, путь правды, прежде всего, предполагает возделывание непаханой целины своего сердца. Другими словами, на этом пути человек всегда проходит что-то новое, и чтобы распахать эту новину, нам необходимо приложить над собой усилие, только таким образом мы совершенствуемся и превращаем некогда бесплодные и забытые пределы своего сердца в ухоженные земли, способные дать множество доброго плода.
«А посеянное на доброй земле означает тех, которые слушают слово и принимают, и приносят плод, один в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто крат» (Мк. 4:20). Только таким образом Господь, когда придёт, изольет на нас правду как дождь благословений. Сеем в правду, сеем в людей и получаем от Бога тоже правду, которая нас не только защитит, наставит и придаст нам силы, но и освятит, оправдает и откроет перед нами врата правды Небесного Царства Господа нашего Иисуса Христа.
«Отворите мне врата правды; войду в них, прославлю Господа.
Вот врата Господа; праведные войдут в них» (Пс. 117:19,20).