Ересь развлекательного служения
Тоузер сказал это в 1962 году. Уже тогда его огорчало, что «в большинстве случаев едва ли возможно затащить кого-нибудь на собрание, если единственным привлекательным моментом является Бог».
Впоследствии Дэвид Платт задался вопросом: «Что будет, если отнять у людей классную музыку и мягкие кресла? Что если больше не будет ни занавеса, ни декораций на сцене? Что, если выключить кондиционер и убрать все удобства? Будет ли Его Слова по-прежнему достаточно, чтобы Его народ продолжал собираться?» (Radical).
Будет ли этого достаточно? Тоузер был прав: «Еретические методы могут быть не менее губительны, чем еретическое содержание». Как и Тоузера, нас должно беспокоить то, что столь многие в наших церквях хотят, чтобы поклонение было развлечением. Мы должны начать беспокоиться, когда больше не видим разницы между тем и другим. И нас должна беспокоить растущая уверенность в том, что ради выполнения возложенного на нее поручения Церковь должна увеличивать развлекательную ценность поклонения.
Возможно, я одинок в своих чувствах, но я огорчаюсь, видя богослужения, отмеченные в большей степени реквизитом, игрой участников и атмосферой пропагандистского митинга, нежели ощущением Божьей святости и Его присутствия; и простота уступает место пустоте.
Дело не в стилях поклонения. Речь не о противопоставлении традиционного, современного и смешанного поклонения. Это не проблема выбора между органом и группой поклонения. Все это совершенно мимо кассы. Речь о сердце, фокусе и направленности поклонения. Реальными проблемами я считаю следующие:
КТО ИЛИ ЧТО В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ НАХОДИТСЯ В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ?
Если в центре внимания на наших церковных богослужениях находится кто угодно, помимо Бога, это не поклонение. Если человеческое исполнение привлекает к себе больше внимания, нежели Евангелие Христово, это не поклонение. Если наши похвалы и аплодисменты направлены на кого-либо помимо Иисуса, мы поклоняемся не Богу.
КАКУЮ ВЕСТЬ МЫ ПРОПОВЕДУЕМ?
Послание Церкви, весть, которую миру нужно услышать от нас, — это не «Приходите, чтобы хорошо провести время», не «Приходите, и мы вас развлечем», или «Приходите, и ваша жизнь станет лучше». Тоузер пишет: «Христос призывает людей нести крест; а мы зовем их, чтобы повеселиться во имя Его». Весть Церкви — это слово о Кресте. Напомню, Крест Иисуса был источником развлечения лишь для тех, кто насмехался над Ним, когда Он висел распятый.
КАК МЕНЯЮТСЯ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ?
«Но наши методы привлекают людей!» — возразят некоторые. Тоузер писал по этому поводу: «Привлекаем их к чему? К истинному ученичеству? Кношению креста? К отречению от себя? К отделению от мира? К распятию плоти? К святой жизни? К нравственному благородству? К отвращению от сокровищ мира? К жесткому самоконтролю? К любви к Богу? К полной посвященности Христу? Конечно, ответ на все эти вопросы — нет».
ПРИМЕР ЦЕРКВИ ДАВИДА ПЛАТТА.
Дэвид Платт и община, в которой он был пастором, Церковь в Брук-Хиллз, решили попытаться найти ответ на вопрос: «Достаточно ли Его Слово по-прежнему для того, чтобы собрать Его людей?» Они отказались от всех развлекательных моментов и пригласили людей просто прийти изучать Божье Слово. Они называли это собрание Тайной Церковью. Они назначили время в пятницу вечером. Предполагалось, что люди будут собираться в 6 часов вечера и в течение шести часов, до полуночи, не будут заниматься ничем, кроме изучения Божьего Слова и молитвы. Люди пришли. На первую встречу пришла тысяча людей, и с каждым разом их становилось все больше. Вскоре желающим приходилось заранее бронировать места, потому что церковь была набита битком. Теперь Тайная Церковь посредством одновременной трансляции в сети Интернет объединяет десятки тысяч людей из 50 с лишним стран по всему миру — без каких-либо развлечений, технически сложностей и сценического антуража.
Почему люди приходят? В одном интервью Платт сказал: «Люди жаждут Слова. На наших собраниях нет ничего особенного или креативного. Это просто изучение Слова… Всю работу делает само Слово!».
Люди жаждут. Они жаждут твердой пищи, а не сладостей. Они хотят больше Божьего Слова. Хотят глубже проникнуть в Слово. И меньше того, что Тоузер называет «религиозными игрушками и безделушками».