1. «...идущего ПУТЁМ ПРАВДЫ Он любит» (Пр. 15:9)

    читать книгу





  2. «...идущего ПУТЁМ ПРАВДЫ Он любит» (Пр. 15:9)

    читать книгу

    Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими. (Евр.12:3)




  3. «...идущего ПУТЁМ ПРАВДЫ Он любит» (Пр. 15:9)

    читать книгу

    Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми. (Рим.14:9)




  4. «...идущего ПУТЁМ ПРАВДЫ Он любит» (Пр. 15:9)

    читать книгу

    Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь - Он воскрес, как сказал. (Матф.28:5,6)




  5. «...идущего ПУТЁМ ПРАВДЫ Он любит» (Пр. 15:9)

    читать книгу

    Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились. (1Пет.2:24)




  6. «...идущего ПУТЁМ ПРАВДЫ Он любит» (Пр. 15:9)

    читать книгу





  7. «...идущего ПУТЁМ ПРАВДЫ Он любит» (Пр. 15:9)

    читать книгу

    Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом (1Пет.3:18)




  8. «...идущего ПУТЁМ ПРАВДЫ Он любит» (Пр. 15:9)

    читать книгу

    И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу, и говорили: радуйся, Царь Иудейский! (Иоан.19:2,3)




  9. «...идущего ПУТЁМ ПРАВДЫ Он любит» (Пр. 15:9)

    читать книгу

    Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. (1Кор.15:20)




  10. «...идущего ПУТЁМ ПРАВДЫ Он любит» (Пр. 15:9)

    читать книгу

    Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом (2Кор.5:21)




  11. «...идущего ПУТЁМ ПРАВДЫ Он любит» (Пр. 15:9)

    читать книгу

    В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши (1Иоан.4:10)




  12. «...идущего ПУТЁМ ПРАВДЫ Он любит» (Пр. 15:9)

    читать книгу

    Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились (Ис.53:5)
Жить так, как вы хотите - это не эгоизм. Эгоизм - это когда другие должны думать и жить так, как вы хотите. © Оскар Уайльд

Мы в социальных сетях



ГлавнаяСПЕЦРАЗДЕЛПОСЛАНИЯТри основных критерия жизни во Христе Иисусе

Три основных критерия жизни во Христе Иисусе

Многие поищут, и не возмогут.

Мы привыкли слышать с кафедры проповеди о важности благовестия в жизни христианина, благодаря чему мы понимаем первостепенную значимость спасения для человеческой души. Безусловно всё это так. Однако, не смотря на всю тернистость и серьезность процесса спасения приходящего к Богу человека, после которого ценность человеческой души (в духовном смысле) возрастает на величину Самого Бога, существует более скрытая и гораздо более сложная проблема, которая должна беспокоить Церковь – это проблема бесцельной жизни, пришедшего к Богу человека, и как результат, так и не воцарившегося смысла, проблема богоотступничества после обретения столь дорогого спасения.

Ведь согласитесь, что гораздо большая трагедия – это потеря верующей некогда души, нежели очередное несогласие неспасенной души, у которой все еще остается надежда на спасение. Увы, но зачастую богоотступник имеет гораздо более серьезные последствия, о которых мы можем только предполагать, чем просто человек остающийся в мире. Слово Божье говорит нам: «Разве можно обратить к покаянию тех, кто отвернулся от Христа? Я говорю о тех, кто познал истину, получил дар Божий и приобщился Святого Духа. Эти люди слышали слово Божье, видели великую силу нового мира Божьего и удостоверились в том, что всё это - добро, а потом отступились от Христа. Их не вернуть на путь раскаяния, ибо они вновь распинают Сына Божьего и при всех подвергают Его унижению» (Евр.6:4-6 Современный перевод). И этому состоянию активно содействует враг душ человеческих – сатана.

Безусловно, всегда прекрасно видеть кающегося грешника, о котором радуются Небеса, но на этом жизнь не кончается. Зачастую случается так, что после определенного одухотворенного периода жизни, то ради чего умирал Христос, то на что было потрачено множество молитв и трудов других братьев и сестер, в конце концов то, что принес в жертву сам родившийся некогда в Господе человек, однажды в один момент вдруг обнуляется, когда он по какой-то причине отворачивается и принимает решение уйти от Христа. И Небеса и Церковь теряют человека, на глазах которых он разворачивающегося и просто уходит в сторону ада.

Понимаю, что разбор причин того, почему люди уходят от Бога и из Церкви – это бесконечно большая тема, понимаю так же, что в конечном счете ответственность ляжет на самого человека, который принимал столь трагичное и не простое решение, пусть даже под воздействием каких-то серьезных обстоятельств. Но, согласитесь, что не об этом говорил Христос, когда проповедовал о Царствии Небесном и ни это подразумевал Он, когда в притче рассказывал нам о купце, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее (Матф.13:46). И совершенно ни это имел ввиду апостол Иоанн, когда записывал следующие слова: «Имеющий Сына Божия имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни» (1Иоан.5:12). Я, кстати, уверен, что здесь говориться не только о жизни вечной, но о ЖИЗНИ в целом.

Об этом свидетельствуют другие слова, сказанные Иисусом Христом: «Он сказал им: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или родителей, или братьев, или сестер, или жену, или детей для Царствия Божия, и не получил бы гораздо более в сие время, и в век будущий жизни вечной» (Лук.18:29,30). Слова «в сие время» означают, что каждый жертвующий всем ради Христа получает гораздо большее не только в будущей жизни, но в этом веке тоже.

Вдумайтесь, во всех этих и многих других словах Священного Писания мы читаем о том, что ЖИЗНЬ со Христом – это теперь нечто совершенно новое, гораздо более важное, дающее нам смысл и истинную реализацию нас, как личностей в Боге – то, от чего появляется чистое и, не побоюсь этого слова, прекрасное осознание человека, приобретшего духовное удовлетворение и чувство целостности. Конечно, такая жизнь не подразумевает легкости и беспечности, зачастую в ней возникает даже больше трудностей и сопротивления, чем в предыдущей жизни. У такого человека скорее всего будет гораздо больше препятствий и аппозиций. Но, описывая жизнь с Богом, я прежде всего имел ввиду состояние нашего внутреннего мира, ценность которого теперь должна открывать в нас самих и вокруг нас совершенно иную реальность земной жизни, направляя к реальности будущей – вечной жизни.

Оттого Христом даже не подразумевалось, что от этой новой реальности, истинно рождённому свыше человеку, захочется как-то отказаться и спокойно уйти. В новообретенном мироощущении высших ценностей это невозможно. Именно этим можно объяснить столь удивительные подвиги перед лицом смертельной опасности искренне верующих и познавших Бога людей, о которых мы можем прочесть не только в Священном Писании, но и во многих других исторических источниках. Тем не менее люди почему-то разочаровываются и отказываются, и Бог безусловно об этом знает. «Некто сказал Ему: Господи! неужели мало спасающихся? Он же сказал им: подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут» (Лук.13:23,24).

Выше я не просто так подчеркнул об истинном рождении свыше. Как бы не было печально, но мы не можем с вами включить в список, наследующих эту новую и будущую реальность, не родившихся свыше людей, пусть даже состоящих в церкви, однако так и не пришедших по-настоящему к Богу. В жизни этих людей, хотят они этого или нет, действуют иные правила. Мы приступим к поискам ответа на другой вопрос – почему уходят некогда искренне веровавшие люди? А также, чего может не хватать в жизни людей по-настоящему пришедших к Богу, но, увы, так и не знающих, как и что им дальше делать. К сожалению, таких в церкви большинство и многие из них тихо сидят, и зачастую это бывает до первого серьезного дуновения в их жизни, после которого они пропадают. Не их ли имел ввиду Иисус, говоря: «многие поищут войти, и не возмогут»?

Ответ, на этот вопрос действительно не простой. А значит потребуется довольно содержательное и продолжительное расследование. Но оно того стоит.

Научающая благодать.

Для начала нам понадобиться ответить на ключевой и, на первый взгляд, довольно простой вопрос. В чем еще может состоять смысл нашей жизни, после того как мы пришли ко Христу? Ведь главное в нашей жизни свершилось, и мы спасены, а просто хорошими делами, согласитесь, объяснять смысл нашего дальнейшего пребывания на земле как-то слишком прагматично и не убедительно. Слово Божье нас учит, что дела являются лишь проявлением нашей веры, как говорил ап. Иаков: «… я покажу тебе веру мою из дел моих» (Иак.2:18). Более того, ап. Павел говорит нам: «… человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа …» (Гал.2:16). А если так, то что в итоге делать нам с верой и для чего она, если хорошие дела являются лишь производной веры и ими человек не оправдывается?

Должны ли мы теперь рассматривать нашу жизнь, как время некоего плотского дожития с Богом? Если рассуждать таким образом, то можно прийти к мысли, что после рождения свыше только и остается, что отматывать срок на этой планете лишь в ожидании светлого будущего на Небесах. В свете этого, вера становится как бы вспомогательным инструментом для «правильного» времяпрепровождения христиан на земле. По такой логике именно вера должна помогать нам дожить этот срок согласно всем правилам и предписаниям Свыше, чтобы гарантированно попасть на Небо. Шаг влево, шаг вправо, и ты промахнулся. Однако где-то человечество это уже проходило. Да, да это и есть те самые «дела закона». Следовательно, на такие рассуждения можно ответить кратко и однозначно – безусловно это не верно. Тем не менее у многих, увы, именно так и происходит.

Но существует ли, в таком случае, правильный ответ на этот вопрос? Конечно да. И никто вернее Божьего Слова не сможет дать его нам. Вдобавок, этот ответ станет для нас ключевым – он и определит весь вектор нашего последующего расследования в этом серьезном вопросе. Итак, словами апостола Павла, Бог указывает нам на то, какой образ мысли или даже парадигма должна на самом деле формировать нашу жизнь во Христе Иисусе после обретения спасения. Это послание звучит так: «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (Тит.2:11-13).

Соглашусь, что в качестве ответа текст из послания Титу не очень понятен. А поскольку он является еще и ключевым для определения основополагающих направлений нашей жизни, обеспечивая нас мощнейшим смысловым потенциалом для движения вперед, то важно будет максимально точно разобрать этот стих и убедиться, что мы правильно понимаем его.

Прежде всего хочется подчеркнуть, что этот стих, указывая нам на рождение Свыше – «отвергнув нечестие и мирские похоти», что является фактом принятого решения. Далее стих активно призывает нас продолжать жить в нынешнем веке, но уже в новом ожидании и с новым смыслом жизни, выраженном в новой и весьма необычной жизненной парадигме, емко сформулированной апостолом Павлом в трех основных критериях. Таким образом, далее главными в этом послании для нас должны стать те самые основные критерии. Но для лучшего понимания мы дополним три критерия еще двумя важными понятиями, которыми оперирует в этом стихе Павел.

Во-первых, мы еще раз освежим в памяти, что такое благодать, далее уточним что значит научающая и потом уже погрузимся в самое главное – три наиважнейших критерия, следование которым должно стать основной целью в деле реализации нашей собственной жизни во Христе Иисусе, на которые и указывает нам Бог, увещевая, чтобы мы «целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке». Именно такими критериями, со слов Священного Писания, мы должны теперь измерять нашу жизнь, что означает, в нынешнем веке руководствоваться только целомудрием, праведностью и благочестием. А это, в свою очередь, стало возможно лишь благодаря уникальным условиям, которые подарила нам спасительная Божья благодать.

В принципе все эти понятия, людям, посещающим церковь и не первый год читающим Священное Писание, должны быть вроде известны. Однако если мы проведем некий опрос, то на удивление получим совершенно разношерстный срез мнений, не отвечающих зачастую реальному значению этих слов. Поэтому не смотря на существующие словарные определения данных терминов или устоявшиеся трактовки, я предлагаю посмотреть на них в современном и актуальном для нас свете, чтобы раскрыть эти понятия в более глубоком и любопытном смысле.

Благодать –харис (благосклонность, любезность, благожелательность, благодать, благоволение).

Сначала трактовка из энциклопедии. Благодать — одно из ключевых понятий христианского богословия, рассматривается как дар для человека от Бога, подаваемый исключительно по милости Господа (без всяких заслуг со стороны человека) и предназначенный для его спасения и освящения («возрастания в благодати»). Благодать понимается как действенное снисхождение Бога к человеку, действие Бога, изменяющее сердце человека, и само свойство Бога, указывающее на Его доброту и милосердие. В представлении о благодати сочетается понимание её одновременно как деяния и как силы.

Теперь, после такой трактовки, особенно в связке с последующим термином – научающая – нам будет лучше представить Благодать под другим, более понятным углом. Таким образом, мы можем обнаружить в ней, особую, и единственно возможную атмосферу отношений Бога и человека, дарованную нам от Бога и позволяющую нам, не смотря на наше несовершенство и даже греховность, реализоваться согласно Божьего замысла и как результат, достичь Царствия Небесного. С условием, конечно, что человек со своей стороны выполняет правила сохранения этой атмосферы.

Научающая – пэдэууса (воспитывать, наставлять, научать).

Воспитать или научить. Согласитесь, факт существования законов и правил не может само по себе научить человека их исполнению. Другими словами, сотворить из нас настоящего благочестивого человека, может только доверительная, наполненная правильными примерами и уроками атмосфера отношений, и прежде всего отношений, между человеком и Богом. В равной степени, если мы говорим о семье, о воспитательном или образовательном процессе это будет действовать и в отношениях между людьми. Вследствие этого благодать потому и является, по словам апостола Павла, научающей или как мы можем прочитать в других переводах Священного Писания – воспитывающей.

Другими словами, ее цель не только по милости донести до человека саму возможность спасения, но и научить в правильной атмосфере тому благочестивому образу жизни, которому не смог ранее научить закон. Воспитать в человеке сильную, движимую высшими целями личность, дать возможность пройти тот путь, который положил пройти ему Бог. Все это и есть – научающая благодать.

Три наиважнейших критерия жизни.

Теперь давайте попробуем разобрать три наиважнейших критерия, которые по утверждению ап. Павла должны стать основной целью в деле реализации нашей жизни после того, как мы были рождены Свыше и немного подросли, пройдя младенческий период духовного роста. Это упомянутые выше: целомудрие, праведность и благочестие.

Подходя к разбору трех критериев, мы должны понимать, что для слуха современного человека эти слова являются не то чтобы устаревшими, но скорее не до конца понятными в условиях нынешнего мира и потерявшими актуальность в среде того объема информации, темпа и новых значений, которые окружают нас и уже серьезно успели изменить. Оттого нам следовало бы эти критерии, выражаясь современным языком, немного апгрейдить или, иными словами, модернизировать, чтобы сделать их снова актуальными в условиях измененного восприятия современного человека.

Также мы обязаны учесть и то, что данное наставление является частью, так называемых, пасторских посланий Титу и Тимофею. Однако актуальность этих слов от этого только возрастает, потому что апостол Павел, таким образом, советует лидерам церкви, не только так жить, но и учить людей с учетом этого откровения. А значит эти наставления полезны и даже обязательны для всех тех (в том числе и лидеров современной церкви), кто в той или иной степени является ответственным за судьбы других людей.

Целомудренно – софронос (благоразумно, сдержанно, здраво, целомудренно, рассудительно). Целомудрие — добродетель, строгость в нравственном отношении (словарь Ушакова).

Надо заметить, что в послании Титу апостол довольно часто использует это определение. В том числе и по отношению к старцам. Следовательно, данное понятие навряд ли можно отнести к девственной жизни до брака. Прежде всего здесь подразумевается прямой смысл этого слова, то есть целостная, не поврежденная греховными помышлениями и ложью мудрость.

Как бы то ни было в данном наставлении правильно будет использовать более подходящее по смыслу понятие – благоразумие, что мы и читаем в других переводах Библии. Тем не менее мы пойдем дальше и с учетом уже современных реалий и многих новых понятий, станем трактовать это, как наличие в человеке верного мировоззрения. Иными словами, это свойство человека обладать правильным представлением и системой взглядов и идей на окружающий мир и места в нем человека на основании верных ценностей и ориентиров, которых придерживается человек. Ну а верность этих ценностей и ориентиров определяется их соответствием Божьему замыслу в контексте Священного Писания.

Это очень похоже на способность человека ориентироваться в пространстве. Позволяет верующему адекватно понимать то, что происходит конкретно с ним и миром вокруг него. Если попытаться сравнить и дать определение в иносказательном смысле, как это делал Христос, используя язык притч, то в данном случае нам хорошо подойдут математические образы. В таком случае целомудрие, которое мы определили, как правильное мировоззрение, можно сравнить с декартовой системой координат, если нашу жизнь условно принять за точку со своими координатами в пространстве. Следовательно, как верное владение декартовой системой может дать нам правильные координаты, а значит верное понимание местонахождения точки в пространстве, так и правильное мировоззренчиское восприятие дает человеку верную ориентацию в сути и смыслах происходящего.

Разговор о целомудрии (владении верным мировоззрением) это отдельная и очень значимая тема, которая требует особого посвящения и серьёзного исследования. Только так, глубоко погрузившись, мы сможем успешно изучить и понять реальную ценность благоразумия для нашей осмысленной жизни во Христе Иисусе. Началом такого погружения можно назвать мои статьи: «Но как было во дни Ноя» и «Ортодоксия». В них я предлагаю поразмыслить о довольно широком круге вопросов, касающихся прошлого, будущего, а также современного мироустройства. Эти статьи можно смело назвать введением в мировоззрение, поскольку они являются серьезной метафизической базой, закладывающей в нас верный фундамент знаний, как основу нашего целомудрия для дальнейшей правильной ориентации в мире, в котором живет человек.

Праведно – дикэос (праведно, справедливо, правильно, как должно, как подобает). Праведность – понятие в христианстве, исламе и иудаизме; строгое следование заветам, которые предписаны вероисповеданием.

Согласитесь, для ищущего человека такое определение праведности недостаточно. Оно не восполняет тот дефицит понимания, которое мы хотим получить, слыша это слово. Можно конечно привести еще массу других определений, но практически все они окажутся одинаковыми по сути. Поэтому лучше сразу рассмотрим праведность в контексте нашего поиска.

С одной стороны, вроде все просто – жить праведно, значит, является праведным человеком. С другой стороны, в свете определенных клеше в этом и кроется основная загвоздка. Давайте сразу, чтобы не ходить вокруг да около, укажем на основную причину такой дезориентации. А именно, у большинства людей под влиянием многочисленных церковных стереотипов сформировалось слишком религиозное представление о праведности. Я бы даже сказал, представление чего-то такого недоступного по отношению к обычной жизни человека.

Позвольте я приведу несколько мест из Священного Писания: «Дети! да не обольщает вас никто. Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен» (1Иоан.3:7). Итак, со слов Иоанна, делание правды определяет человека перед Богом, как праведника. И пусть нас более никто не обольщает в этом вопросе. Мы видим, что речь идет не о каких-то жертвах, предписаниях и сложных требованиях, а о делании некой правды. Делании подобно тому, как поступал неприемлемый для многих религиозных фарисеев того времени Христос. Или как это было у Авраама, вера которого вменилась ему в праведность (Гал.3:6). Вера, проявившаяся через совершенно не стандартные и не описанные ни в каких правилах действиях, точно отвечающих желаниям Бога.

Через него же – нашего отца по вере, Авраама, Господь дал нам маловспоминаемое ныне откровение особой заповеди для будущих поколений: «Ибо Я избрал его <Авраама> для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд...» (Быт. 18:19). Заметьте, как говорит Господь – Он для того и избрал Авраама, что бы тот заповедал сынам своим и дому своему после себя, то есть нам – его детям по вере: ходить путем Господним, творя правду и суд. Другими словами, ходить Путем Правды, а это тоже самое, что и путем Господним, ибо написано: «… идущего путем правды Он любит» (Прит. 15:9).

Итак, мы выяснили – жить праведно, значит следовать Путем Правды! Что это за путь и как его пройти, довольно непростая и многогранная тема, которая также, как и целомудрие стоит отдельного и большого разговора. И это действительно так, потому что Слово Божье уделяет праведности особое внимание. Именно поэтому, в свое время, я посвятил не мало молитв, проводя в изучении Библии всё своё свободное время, чтобы ответить на самый главный для меня вопрос на тот момент: что такое Правда? Результатом таких исследований стала книга, специально посвященная этой теме, она так и называется – «Путь Правды». В сущности, я уже начал знакомить вас с сутью данного откровения о Правде. Поэтому для общего понимания я закончу начатую мысль, чтобы правильно донести смысл, разбираемой нами праведности.

Почему понимание о Правде так важно, и я бы сказал даже первостепенно? Потому что даже приняв Иисуса Христа в сердце, человек может так и не осмыслить благодать исполнением Правды. Замете, придать смысл дарованной нам благодати в собственной жизни мы можем только тем, что начнем, в возвращенной людям атмосфере близких отношений Бога и человека, следовать назначенным нам Путем Правды. Это главенствующая цель в жизни спасенного человека!

Для этого, во-первых, мы должны понимать, что ни на каком другом пути, мы не сможем познать Бога ближе и лучше, как только на том, который будет соответствовать Правде нашей жизни, которую, в свою очередь, и призвал исполнить нас Господь. Об этом хорошо сказал Моисей, когда молился следующим образом: «итак, если я приобрел благоволение в очах Твоих, то молю: открой мне путь Твой, дабы я познал Тебя, чтобы приобрести благоволение в очах Твоих …» (Исх.33:13). Другими словами, существует Божья воля и наш путь, который может или не может соответствовать Его воле о нас. Наша задача выстроить путь нашей жизни таким образом, чтобы он соответствовал Божьему замыслу и стал благодаря этому Путем Правды – составляющей Его глобального плана. Только таким образом мы можем познать и приблизиться к нашему Небесному Отцу. 

На этом пути, как в матрешке содержится всё – и наше призвание, и весь инструментарий и дары для реализации нашего призвания в жизни. На этот путь невозможно вступить если у нас не получиться разрешить все оковы неправды, а также без познания утешающей силы Духа Святого. Трудно пройти без радости и личного откровения от Господа. Нас ожидает множество неудач, если мы не научимся отделять правду от всякой неправды, которая, как написано в Священном Писании, есть грех (1Иоан.5:17). Во всем этом и еще многом другом состоит путь праведного человека (читайте «Путь Правды»).

И второе, если мы вновь воспользуемся примером из математики, то хоть и упрощенно, но наш Путь Правды можно сравнить с некой математической функцией, имеющей в упомянутой выше системе координат свою собственную траекторию, которая создана и описана определенными правилами. Для математической функции это выглядит, как прописанная в виде геометрической зависимости формула типа y=x(в нашем примере данная формула является графиком функции параболы). Такая зависимость будет отображается в вышеописанной декартовой системе координат либо в виде геометрической кривой, либо может отображаться в виде переменной плоскости.

Конечно, Путь Правды невозможно описать формулой и задать неким графиком, как невозможно мировоззрение полноценно изобразить декартовой системой координат, но в качестве визуального примера, отображающего связку этих двух качеств, подходит прекрасно. Благодаря этому мы можем представить всю важность и суть первых двух наиважнейших критериев жизни со Христом. Теперь остается разобраться в том, какую роль играет третий наиважнейший критерий.

Благочестиво – эусевос (благочестиво, набожно, благоговейно, с глубоким почтением, у писателя и историка Ксенофонта, философа Планота, оратора Демосфена и драматурга Софокла мы встречаем это слово в значении - пристало, подобает, надлежит). Энциклопедическая трактовка: Благочестие — свойство характера и моральное качество человека, основанное на богопочитании и выполнении религиозных и нравственных предписаний.

Вообще благочестие одно из самых не определенных понятий даже для верующих людей. Везде, где бы я не встречал это понятие в Библии, оно фигурирует в совершенно разных условиях и смысловых конструкциях. Складывается впечатление, что все толковые определения этого понятия чего-то недоговаривают. Однако на деле выходит, что каждое из них описывает лишь только часть этого удивительного качества.

Давайте посмотрим в каких условиях мы встречаемся с Благочестием в Библии и что оно с собой несет: Благочестие в себе имеет обетование жизни настоящей и будущей, а потому ап. Павел просит непрестанно упражняется в нем (1Тим.4:7,8), оно дает силу (2Тим.3:5), содержит в себе великую тайну (1Тим.3:16), является второй базовой ценностью человека на ровне с самой жизнью (2Пет.1:3), хранит человека неоскверненным от мира (Иак.1:27), творит чудеса исцеления (Деян.3:12), может пребывать на ком угодно – от законника до римского воина (Деян.22:12) и (Деян.10:7), а также оказывается можно создавать всего лишь вид благочестия (2Тим.3:2-5). Ну и под конец, дух благочестия – это один из 7 духов, что почил на Иисусе Христе, Который в полной мере выполнил Свою земную миссию (Ис.11:2), как предстоит совершить это и нам.

Итак, в каком же виде может предстать перед нами Благочестие в свете того, что мы только что узнали? Дело в том, что у всего целостного и целенаправленного должен быть главный ориентир или, другими словами, та самая цель, которая и определяет генеральное направление. Но поскольку Царствие Небесное – самая главная наша цель, для многих довольно непонятная, отчасти эфемерная и совершенно не ощутимая цель, которая располагается где-то за порогом земной жизни, у нас должен возникнуть прикладной, доступный на уровне земной жизни эквивалент этой цели. И это для нашей ограниченной материальным миром и временной формы жизни объяснимо.

В подтверждении этого о Царствие Небесном в Священном Писании мы находим следующие строки: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор.2:9). Как можно определить целью то что не может прийти даже на сердце человеку? Но даже если и возможно, то в условиях нашей жизни этого просто не достичь и не увидеть, пока не закончится отмеренный срок нашей жизни. Оттого Библия и предлагает нам земную проекцию или, лучше сказать, земное исполнение этого состояния, точно таким же образом, как в свое время земная скиния стала прообразом небесной нерукотворной скинии.

Но если это является главным ориентиром, то чем таким важным и принципиальным, для не знающего или же недавно пришедшего к Богу человека, должно стать то самое Небесное Царствие? О чем столь восхитительно говорит нам Слово Божье, когда повествует о Царствии Небесном? Главное отличительное качество – это всенаполняющее освящающее присутствие Самого Бога, все остальное лишь производное: «И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему. И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их. И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков» (Откр.22:3-5). А значит этим состоянием богопочитания, которое может дать только Дух Святой, мы и должны руководствоваться по какому бы пути мы не шли и в каких бы условиях не находились.

Безусловно, кто может назвать это тенью будущего или слабыми отголосками неувядаемого наследия, ждущего нас на Небесах, как бы то ни было: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа» (1Пет.1:3-7).

Благочестие – благая, и прежде всего восстановленная честь человека, как образа Божия. Обновлена и освящена честь может быть лишь только под действием Духа Святого. Ветхая природа человека для того и освящается, чтобы суметь человеку войти в реальность личного общения с Богом и иметь последующую возможность окончательного возвращения к Богу в Царствие Небесное. Таково конечное действие Благочестия. 

Жить благочестиво, значит иметь сокровенную цель глубокого богопочитания, даже при отсутствии видимых на то причин. Это держит нашу веру и не сбивает с пути даже в том случае, когда были потеряны силы и ориентация. Наилучшим современным аналогом для данного духовного критерия в свете всего сказанного можно выбрать верное целеполагание, которое в нашем случае и есть глубокое почитание БогаБлагочестие несет в себе образ истинного целеполагания.

Итак, если у нас теперь есть путь правды (праведная жизнь), в нашей голове сформировалась верная система координат Божьего мировоззрения (целомудрие), то у всего этого наконец появляется главная и конечная цель, выраженная в истинном целеполагании (благочестии) – то, что предавало бы всему этому завершающий и посвященный смысл.

Данное откровение о трех основных критериях нашей жизни во Христе Иисусе: ЦЕЛОМУДРИИ, которое мы достигаем в правильной духовной и целостной организации нашего мировоззрения, ПРАВЕДНОСТИ, которая проявляется через верное следование назначенному от Бога для нас пути правды и БЛАГОЧЕСТИИ, как единственно верного целеполагания в жизни верующего человека, является некой совокупностью в виде тройной Диадемы, венчающей и собирающей в себе весь смысл нашей христианской жизни. Следование этим принципам и их постоянное развитие не позволит нам ни остыть, ни устать и ни разочароваться в выбранном ними пути. Еще раз повторюсь: их оригинальность и глубина для каждого своя, она не может быть исследована вместо вас кем-то, это можно постичь только собственным опытом и желанием. Но в качестве опоры в этом пути я с радостью предлагаю свои исследования, помогающие раскрыть суть этих понятий в нашей жизни (читайте книгу «Путь Правды» и статьи «Но как было во дни Ноя» и «Ортодоксия»). 



наверх